ПРИНЯТО: Педагогическим советом Протокол №1 от 31.08.2022г. УТВЕРЖДЕНО: приказом МБДОУ № 104 «Семицветик» г.Калуги № 29081-ОД от 29.08.2022г. СОГЛАСОВАНО: с Советом Родителей Протокол №1 от31.08.2022г. Положение о взаимодействии с семьями воспитанников муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 104 «Семицветик» города Калуги Калуга 2022 год 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в МБДОУ № 104 «Семицветик» г.Калуги (далее Учреждение) соответствии с ФГОС дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013г с изменениями на 21 января 2019 года, Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012г "Об образовании в Российской Федерации" с изменениями на 29 декабря 2022 года, Приказом Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам дошкольного образования», Семейным Кодексом Российской Федерации и Уставом МБДОУ № 104 «Семицветик» г.Калуги. 1.2. Данное Положение является локальным нормативным актом ДОУ и вводится в целях организации новых форм работы с родителями (законными представителями) детей, вовлечения их в единое пространство детского развития в дошкольном образовательном учреждении. 1.3. В основе взаимодействия детского сада и семьи лежат сотрудничество, инициатором которого выступают педагоги дошкольного образовательного учреждения. 1.4. Настоящее Положение определяет концептуальные основы взаимодействия педагогов и родителей, направления, цели, задачи, принципы, механизмы и направления совместной деятельности для обеспечения комплексного подхода к формированию ценностных ориентиров у воспитанников дошкольного образовательного учреждения. 1.5. Положение устанавливает критерии оценки эффективности работы взаимодействия с семьями воспитанников, критерии оценки эффективности работы дошкольного образовательного учреждения с семьей, документацию, регламентирует контроль осуществления взаимодействия. 1.6. Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников проходит в рабочее время. 2. Основные направления, цели и задачи работы 2.1. Основные направления работы: • работа с работниками ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями (законными представителями) воспитанников; • повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) воспитанников и формирование традиций семейной культуры; • изучение опыта семьи с целью выяснения ее возможностей в области формирования ценностных ориентиров; • вовлечение родителей (законных представителей) воспитанников в деятельность дошкольного образовательного учреждения, совместная работа по обмену опытом. 2.2. Цели взаимодействия: • создание условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности и поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, а также вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность; • сплочение родителей (законных представителей) воспитанников и педагогов дошкольного образовательного учреждения; • формирование единых ориентиров у детей дошкольного возраста. 2.3. Основные задачи работы: • организация сотрудничества дошкольного образовательного учреждения с семьей; • установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника дошкольного образовательного учреждения; • создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимной поддержки; • • • • • • • • • оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития; взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи; осуществление консультативной поддержки родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования (в случае его организации) выработка общих взглядов и педагогических установок на воспитание ценностных ориентиров у детей дошкольного возраста средствами приобщения воспитанников ДОУ к традиционной культуре; обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. выявление эффективных форм сотрудничества с родителями (законными представителями) воспитанников и повышение эффективности взаимодействия родителей и педагогов в области формирования базиса личностной культуры детей; гармонизация детско-родительских взаимоотношений, оказание помощи в организации семейного досуга; повышение педагогической компетентности и воспитательной культуры родителей (законных представителей) воспитанников по всем фундаментальным основам воспитания: физического, социально-коммуникативного, художественноэстетического, познавательного, речевого, технического развития детей; создание условий для обмена педагогическим и семейным опытом, установления дружеских взаимоотношений семей. 3. Основные принципы работы ДОУ Планирование работы по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников строится в соответствии с принципами. Основные принципы работы дошкольного образовательного учреждения: • принцип гуманизации, предполагает установление подлинно человеческих, равноправных и партнерских отношений в системе «ДОУ – семья»; • принцип индивидуализации, требует глубокого изучения особенностей семей воспитанников, а также создания управляемой системы форм и методов индивидуального взаимодействия; • принцип открытости, позволяет осознать, что только общими усилиями семьи и образовательного учреждения можно построить полноценный процесс обучения, воспитания и развития ребенка. • принцип непрерывности преемственности между дошкольным образовательным учреждением и семьёй воспитанника на всех ступенях обучения; • принцип психологической комфортности заключается в снятии всех стрессовых факторов воспитательно-образовательной деятельности, в создании в детском саду эмоционально-благоприятной атмосферы; • принцип доступности (каждый желающий может участвовать в мероприятиях, коллективных делах) и открытость (сайт дошкольного образовательного учреждения); • принцип доброжелательности всех участников содружества; • принцип формирования ценностно-смысловых ориентаций (доброта, красота, познание, здоровый образ жизни), морально-эстетических ценностей, идеалов художественного вкуса и творческой самореализации, приобщение детей и их семей к традиционной культуре; • • • • • • • • • • • • • • принцип тактичности и соблюдения прав родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ на осуществление ведущей роли в воспитании и образовании ребенка и понимания неизбежной субъективности точки зрения педагогического работника; 4. Методы и формы организации взаимодействия с родителями анкетирование; родительские собрания; консультации, семинары-практикумы; дни открытых дверей (открытые просмотры образовательной деятельности); круглые столы; деловые игры; тренинги; почта доверия; семейные проекты; творческие проекты; тематические выставки художественного творчества, фестивали, конкурсы; вечера вопросов и ответов; совместные праздники, досуги, развлечения, спектакли; Информирование родителей (законных представителей) о работе ДОУ посредством официального сайта и официальной странички «Вконтакте», « Инстаграмм» и «Одноклассники» 5.Документация и отчетность Каждый педагогический работник имеет документацию, отражающую основное содержание, организацию и методику работы по взаимодействию с семьями воспитанников (план взаимодействия, протоколы заседаний родительских собраний, конспекты мероприятий, журнал сведений о родителях, анкеты для родителей по изучению степени удовлетворенности пребыванием воспитанников в ДОУ); Итоговое заседание педагогического совета предполагает заслушивание отчета о проделанной работе по взаимодействию с семьями и перспективах дальнейшей деятельности 6. Критерии оценки эффективности работы ДОУ с семьей 6.1. Критерии анализа годового плана: • планирование задач на диагностической основе с учетом анализа достижений и трудностей в работе с семьей за прошлый год; • учет интересов и запросов родителей (законных представителей) воспитанников при планировании содержания мероприятий; • разнообразие планируемых форм работы; • планирование работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров по вопросам взаимодействия с семьей; • разнообразие форм методической помощи педагогическим работникам ДОУ в вопросах взаимодействия с семьей (педагогические советы, семинары, работа в творческих группах, консультации, деловые игры, тренинги и т.д.); • выявление, обобщение, внедрение успешного опыта работы отдельных педагогов с семьями воспитанников; • выявление передового опыта семейного воспитания и распространение его в дошкольном образовательном учреждении. 6.2. Критерии анализа планов воспитательно-образовательной работы педагогов: • планирование содержания мероприятий на основе учета интересов, нужд, потребностей родителей (законных представителей) воспитанников; сайт этих положений http://ohrana-tryda.com • разнообразие планируемых форм работы с семьей. 6.3. Критерии анализа протоколов родительских собраний: • разнообразие тематики и форм проведенных собраний; • отражение в протоколе активности родителей (вопросы, пожелания, предложения со стороны родителей); • учет мнения и пожеланий родителей (законных представителей) воспитанников при организации последующих мероприятий в дошкольном образовательном учреждении. 7. Контроль Взаимодействие с семьями воспитанников является одним из звеньев по реализации основной образовательной программы МБДОУ № 104 «Семицветик» г. Калуги. 7.1. Контроль за данной деятельностью осуществляет заместитель заведующего по воспитательной работе МБДОУ № 104 «Семицветик» г. Калуги. 7.2. Заведующий и заместитель заведующего по ВР в рамках контроля имеет право: • посещать групповые родительские собрания с заблаговременным информированием об этом воспитателя; • изменить планирование работы по взаимодействию с родителями (законными представителями) воспитанников по производственной необходимости; • привлекать родителей воспитанников к мероприятиям (выставкам, конкурсам и т.д.) в дошкольном образовательном учреждении. 8. Срок действия положения Срок данного положения не ограничен. Положение действует до принятия нового. Настоящее положение, также изменения и дополнения в положение о взаимодействии с семьями воспитанников в соответствии с ФГОС дошкольного образования могут вноситься на организационно-методических совещаниях и вступают в силу с момента их утверждения заведующим ДОУ