УТВЕРЖДЕНО: Приказом МБДОУ № 104 «Семицветик» города Калуги от 10.10 .2019г. № 199/3-ОД ПОЛОЖЕНИЕ о психолого-педагогическом консилиуме МБДОУ №104 «Семицветик» г. Калуги Калуга 2019 г. 1 1.Общие положения Настоящее Положение о психолого-педагогическом консилиуме (далее – Положение) разработано для Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 104 « Семицветик» г. Калуги (далее - ДОУ), согласно исполнения пункта 12 плана мероприятий по созданию специальных условий получения общего и дополнительного образования обучающихся с инвалидностью и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на 2018-2020 годы, утвержденного Министром просвещения Российской Федерации О.Ю. Васильевой 19 июня 2018 г. 1.1. Психолого-педагогический консилиум (далее - ППк) является одной из форм взаимодействия руководящих и педагогических работников организации, осуществляющей образовательную деятельность (далее - ДОУ), с целью создания оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся посредством психологопедагогического сопровождения. 1.2 Задачами ППк являются: 1.2.1 Выявление трудностей в освоении образовательных программ, особенностей в развитии, социальной адаптации и поведении обучающихся для последующего принятия решений об организации психолого-педагогического сопровождения; 1.2.2 Разработка рекомендаций по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся; 1.2.3 Консультирование участников образовательных отношений по вопросам актуального психофизического состояния и возможностей обучающихся; содержания и оказания им психолого-педагогической помощи, создания специальных условий получения образования; 1.2.4. Контроль за выполнением рекомендаций ППк. 2. Организация деятельности ППк 2.1. ППк создается на базе МБДОУ №104 «Семицветик» г. Калуги приказом руководителя. Для организации деятельности ППк в ДОУ оформляются: - приказ руководителя ДОУ о создании ППк; - Положение о ППк, 2.2.В ППк ведется следующая документация: - Журнал учета заседаний ППк и обучающихся, прошедших ППк (форма Приложение 1 к Положению); 2 - Журнал регистрации коллегиальных заключений психолого-педагогического консилиума (форма Приложение 2 к Положению); - Журнал направлений обучающихся на ПМПК (форма Приложение 3 к Положению); 2.3.Общее руководство деятельностью ППк возлагается на руководителя ДОУ. 2.4 Состав ППк: - председатель ППк – заместитель заведующего по воспитательной работе (ВР); - заместитель председателя - учитель-логопед - секретарь – педагог-психолог Члены: - педагог (воспитатель), учитель-логопед, педагог-психолог 2.5.Заседания ППк проводятся под руководством Председателя ППк или его заместителя. 2.6.Ход заседания фиксируется в протоколе (форма Приложение 4 к Положению). Протокол ППк оформляется не позднее пяти рабочих дней после проведения заседания и подписывается всеми участниками заседания ППк. 2.7.Коллегиальное решение ППк, содержащее обобщенную характеристику обучающегося и рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения, фиксируются в коллегиальном заключении ППк (форма Приложение 5 к Положению). Заключение подписывается всеми членами ППк в день проведения заседания и содержит коллегиальный вывод с соответствующими рекомендациями, которые являются основанием для реализации психолого-педагогического сопровождения обследованного обучающегося. Коллегиальное заключение ППк доводится до сведения родителей (законных представителей) в день проведения заседания. В случае несогласия родителей (законных представителей) обучающегося с коллегиальным заключением ППк они выражают свое мнение в письменной форме в соответствующем разделе заключения ППк, а образовательный процесс осуществляется по ранее определенному образовательному маршруту в соответствии с соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. Коллегиальное заключение ППк доводится до сведения педагогических работников, работающих с обследованным обучающимся, и специалистов, участвующих в его психолого-педагогическом сопровождении, не позднее трех рабочих дней после проведения заседания. 2.8. При направлении обучающегося на психолого-медико-педагогическую комиссию (далее - ПМПК) оформляется Представление ППк на ПМПК на обучающегося (форма Приложение 6 к Положению). 3 Представление ППк на ПМПК на обучающегося для предоставления выдается родителям (законным представителям) под личную подпись. 3.Режим деятельности ППк 3.1. Периодичность проведения заседаний ППк определяется запросом ДОУ на обследование и организацию комплексного сопровождения обучающихся и отражается в графике проведения заседаний. 3.2.Заседания ППк подразделяются на плановые и внеплановые. График плановых заседаний составляется председателем ППк на начало учебного года и утверждается приказом руководителя ДОУ. 3.3.Плановые заседания ППк проводятся в соответствии с графиком проведения, но не реже одного раза в полугодие, для оценки динамики обучения и коррекции для внесения (при необходимости) изменений и дополнений в рекомендации по организации психологопедагогического сопровождения обучающихся. 3.4.Внеплановые заседания ППк проводятся: при зачислении нового обучающегося, нуждающегося в психолого-педагогическом сопровождении; при отрицательной (положительной) динамике обучения и развития обучающегося; при возникновении новых обстоятельств, влияющих на обучение и развитие обучающегося в соответствии с запросами родителей (законных представителей) обучающегося, педагогических и руководящих работников ДОУ; с целью решения конфликтных ситуаций и других случаях. 3.5.При проведении ППк учитываются результаты освоения содержания образовательной программы, комплексного обследования специалистами ППк, степень социализации и разрабатываются адаптации обучающегося. рекомендации для На участников основании полученных образовательных данных отношений по организации психолого-педагогического сопровождения обучающегося. 3.6.Деятельность специалистов ППк осуществляется бесплатно. 3.7.Специалисты, включенные в состав ППк, выполняют работу в рамках основного рабочего времени, составляя индивидуальный план работы в соответствии с планом заседаний ППк, а также запросами участников образовательных отношений на обследование и организацию комплексного сопровождения обучающихся. Специалистам ППк за увеличение объема работ устанавливается доплата, размер которой определяется ДОУ самостоятельно. 4 3. Проведение обследования 4.1.Процедура и продолжительность обследования ППк определяются исходя из задач обследования, а также возрастных, психофизических и иных индивидуальных особенностей обследуемого обучающегося. 4.2.Обследование обучающегося специалистами ППк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников ДОУ с письменного согласия родителей (законных представителей) (форма Приложение 7 к Положению). 4.3.Секретарь ППк по согласованию с председателем ППк заблаговременно информирует членов ППк о предстоящем заседании ППк, организует подготовку и проведение заседания ППк. 4.4.На период подготовки к ППк и последующей реализации рекомендаций обучающемуся назначается ведущий специалист: педагог-психолог, учитель-логопед или воспитатель. Ведущий специалист представляет обучающегося на ППк и выходит с инициативой повторных обсуждений на ППк (при необходимости). 4.5.По данным обследования каждым специалистом составляется заключение и разрабатываются рекомендации. На заседании ГШк обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение ППк. 4.6. Родители (законные представители) имеют право принимать участие в обсуждении результатов освоения содержания образовательной программы, комплексного обследования специалистами ППк, степени социализации и адаптации обучающихся 5.Содержание рекомендаций ППк по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся 5.1.Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ограниченными возможностями здоровья конкретизируют, дополняют рекомендации ПМПК и могут включать в том числе: - разработку адаптированной основной общеобразовательной программы; другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции ДОУ 5.2 Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического сопровождения обучающегося на основании медицинского заключения могут включать условия обучения, воспитания и развития, требующие организации обучения по индивидуальному учебному плану. 5.3.Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического 5 сопровождения обучающегося, испытывающего трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации могут включать в том числе: - проведение групповых и (или) индивидуальных коррекционно-развивающих и компенсирующих занятий с обучающимся; - разработку индивидуального учебного плана обучающегося; - другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции ДОУ 5.4.Рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся реализуются на основании письменного согласия родителей (законных представителей). 6 Приложение1 к Положению Журнал учета заседаний ППк и обучающихся, прошедших ППк по форме: № дата тематика заседания Вид консилиума (плановый, неплановый 7 Приложения 2к Положению Журнал регистрации коллегиальных заключений психолого-педагогического консилиума по форме: № ФИО обучающегося Дата Инициатор Повод Коллегиальное Результат рождения обращения обращения заключение обращения в ППк 8 Приложение 3 к Положению Журнал направлений обучающихся на ПМПК по форме: № ФИО обучающегося Дата рождения Цель направления Причина направления Отметка о получении направления родителями 9 Приложение 4 к Положению Муниципальное образование «Город Калуга» Городская управа города Калуги Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 104 «Семицветик» города Калуги Протокол заседания психолого-педагогического консилиума МБДОУ №104»Семицветик» г. Калуги № от «_» 20___г. Присутствовали: И.О.Фамилия (должность в ОО, роль в ППк), И.О.Фамилия (мать/отец ФИО обучающегося). Повестка дня: 1.... 2.... Ход заседания ППк:; 1.... 2.... Решение ППк: 1.... 2... Приложения (характеристики, представления на обучающегося, результаты продуктивной деятельности обучающегося и другие необходимые материалы): 1.... 2.... Председатель ППк________________________И.О.Фамилия Члены ППк: И.О.Фамилия И.О.Фамилия Другие присутствующие на заседании: И.О.Фамилия 10 Приложение 5 к Положению Муниципальное образование «Город Калуга» Городская управа города Калуги Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 104 «Семицветик» города Калуги Коллегиальное заключение психолого-педагогического консилиума по форме (наименование образовательной организации) Дата «___»_________________ 20___года Общие сведения ФИО обучающегося: Дата рождения обучающегося: группа: Образовательная программа: Причина направления на ППк: Коллегиальное заключение ППк (выводы об имеющихся у ребенка трудностях (без указания диагноза) в развитии, обучении, адаптации (исходя из актуального запроса) и о мерах, необходимых для разрешения этих трудностей, включая определение видов, сроков оказания психологомедико-педагогической помощи. Рекомендации педагогам Рекомендации родителям Приложение: (планы коррекционно-развивающей работы, индивидуальный образовательный маршрут и другие необходимые материалы): Председатель ППк_____________________________________________И.О.Фамилия Члены ППк И.О. Фамилия И.О. Фамилия С решением ознакомлен(а)______________________________________________ подпись и ФИО (полностью) родителя (законного представителя) С решением согласен (на) частично, не согласен (на) с пунктами______________________________ подпись и ФИО (полностью) родителя (законного представителя) С решением согласен (на) частично, не согласен (на) с пунктами:______________________ (подпись и ФИО (полностью) родителя (законного представителя) 11 Приложение 6 к Положению Представление ППк на ПМПК на обучающегося по форме Фамилия, имя, отчество ребенка _______________________________________________ Дата рождения «____»____________________г. Образовательная организация:_______________________________________________ (полное наименование ДОО) Срок пребывания в данной организации: ______________________________________ Оценка адаптации ребенка в группе:___________________________________________ Особенности деятельности: предметная (неспецифическое манипулирование предметами, специфическое манипулирование предметами, функциональное использование предметов, орудийные действия, соотносящие действия, иное ___________________________________________); - игровая: а) соответствует/ не соответствует возрасту; б) игровая деятельность отсутствует; в) иное ___________________________________________________________; - продуктивные виды деятельности: рисование, лепка, аппликация (владение карандашом, ножницами, кистью, иное __________________________________________). Формирование познавательной деятельности: - восприятие: а) соответствует возрасту; б) имеются нарушения зрительного восприятия; в) имеются нарушения слухового восприятия; г) комплексные нарушения восприятия; д) иное ____ - внимание: а) устойчивое; б) недостаточно устойчивое; в) неустойчивое - особенности памяти (проблемы): а) без выраженных особенностей; б) медленно запоминает и быстро забывает; в) быстро запоминает и быстро забывает; г) иное ________ - мышление: а) соответствуют возрасту; б) недостаточно сообразителен; в) имеет очевидные нарушения мышления (указать, какие)_________________________________; г) наглядно-действенное; д) наглядно-образное; е) словесно-логическое. - моторика: а) соответствует возрасту; б) ребенок неловок, неуклюж; в) слабо развита мелкая моторика; г) иное_______________________________________________________ - познавательные интересы, любознательность (испытывает или не испытывает потребность в познании; темп выполнения заданий: замедленный, требуется больше времени, чтобы воспринять предлагаемый материал; требуется постоянное побуждение, т.е. без стимулирующих вопросов не может выполнить задание, иное ________________). 12 Основные трудности в общении: а) контактен; б) не умеет поддерживать игру; в) предпочитает быть в одиночестве; г) плачет, не идет на контакт со взрослыми, детьми д) конфликтен; е) иное_______________________________________________________. Речевое развитие: а) речь соответствует возрасту; б) речь невнятная; имеются трудности в произношении звуков; в) скудный словарный запас; г) речь грамматически неправильна; д) запинки в речи; е) речи нет; ж) иное________________________________. Обучаемость: а) использует помощь взрослого; б) осуществляет перенос показанного способа действия на аналогичные задания; в) переходит от более низкого способа выполнения заданий к более высокому; г) иное ____________________________________. - Способы выполнения задания: а) действие силой (допустимо до 3,5 лет); б) перебор вариантов, целенаправленные пробы (допустимы до 5 лет); в) зрительное соотнесение (с 6 лет обязательно); г) способен контролировать свою деятельность; в) неусидчив, не доводит дело до конца; д) мешает педагогу, детям; е) быстро утомляется; ж) иное_______. - Основные трудности, отмеченные в обучении: а) усваивает программу хорошо; б) усваивает программу удовлетворительно; в) программу усваивает с трудом; г) программу не усваивает; д) иное__________________________________________________ - Темп деятельности: а) соответствует возрасту; б) сонлив и вял в течение дня; в) темп работы на занятиях неравномерный; г) работает медленно с невниманием; д) темп деятельности быстрый, но деятельность «хаотична и бестолкова»; е) иное______________ - Отношение к неудаче: а) неудачу оценивает/не оценивает; б) замечает неправильность своих действий, но не исправляет ошибки; в) исправляет ошибки. Эмоциональное развитие (состояние в различных ситуациях): а) раздражительность; б) агрессивность; в) присутствие страхов; г) плаксивость; д) демонстративность; е) заторможенность; ж) истерические реакции; з) неадекватное реагирование; и) иное _____ Соматическое здоровье: а) болеет редко; б) часто болеет простудными заболеваниями; в) имеет хронические заболевания; г) плохой аппетит; д) долго засыпает и беспокойно спит; е) иное_______________________________________________________. ____________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ Иные особенности развития ребенка:_________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ 13 Психологические синдромы, нарушения _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ Возможные причины возникающих проблем в обучении _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ Общая оценка развития и поведения ребенка:_______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ Дата заполнения «_____» _____________ 20_____ г. Педагог (воспитатель): _________________ (__________________________) подпись) (расшифровка подписи) Педагог - психолог: _________________ (__________________________) (подпись) (расшифровка подписи) Заведующий МБДОУ: ____________________ (__________________________) (подпись) (расшифровка подписи) М.П. 14 Приложение 7 к Положению Согласие родителей (законных представителей) обучающегося на проведение психолого-педагогического обследования специалистами ППк Я, ________________________________________________________________________ ФИО родителя (законного представителя) обучающегося ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ (номер, серия паспорта, когда и кем выдан) являясь родителем (законным представителем) _______________________________ (нужное подчеркнуть) ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ (ФИО, группа, в котором/ой обучается обучающийся, дата (дд.мм.гг.) рождения) Выражаю согласие на проведение психолого-педагогического обследования. "__" ________ 20__ г./___________/_________________________________________ (подпись) (расшифровка подписи) 15