2 Оглавление 1. Аналитическая часть 1. 1 Оценка образовательной деятельности. 1.2 Структура и система управления образовательной организации. 1.3 Содержание и качество подготовки обучающихся 1.4 Организация учебного процесса 1.5 Востребованность учеников 1. 6 Кадровое обеспечение 1.7 Учебно-методическое обеспечение 1.8 Библиотечно-информационное обеспечение 1.9 Материально-техническая база 1.10 Внутренняя система оценки качества образования 2. Результаты анализа показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования 3 Общие сведения об образовательной организации Наименование образовательной Муниципальное организации учреждение №104 «Семицветик» города Калуги Руководитель Костюшенкова Татьяна Николаевна Адрес организации дошкольное образовательное соответствует его местонахождению – 248012 г. Калуга, ул. Малоярославецкая, д.7. Телефон, факс (4842) 58-83-09 Адрес электронной почты dou_104@adm.kaluga.ru Сайт ds104.kaluga.ru Учредитель Муниципальное образование «Город Калуга». Дата создания Февраль 1988 Лицензия Лицензии Образовательной деятельности: Серия 40Л01 № 0001198 от 19.06.2015г. № 211 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение №104 «Семицветик» города Калуги, краткое название МБДОУ №104 « Семицветик» г. Калуги, (далее МБДОУ), находится в микрорайоне Кубяка на северной окраине города по соседству с Азаровским детским домом и МБОУ № 46 г. Калуги. Рядом нет промышленных предприятий, зато много зеленых насаждений, лесополоса, парк, поэтому экологическая обстановка благоприятна для детей. Сообщение нашего микрорайона с центром города хорошее: троллейбусы №№ 5, 6 , 9 и маршрутные такси, и автобусы №№ 95, 97, 90, 98, 9,60, 81. В 2023 году на 1 января списочный состав составил 397 детей. Из них от 2 лет до 3 лет 52 человека; от 3 лет до 7 лет 345 человека. Здание МБДОУ построено по типовому проекту. Проектная наполняемость на 294 места. Общая площадь здания 1832 кв. м, из них площадь помещений, используемых непосредственно для нужд образовательного процесса, 1753 кв. м. Цель деятельности МБДОУ является осуществление образовательной деятельности по основной общеобразовательной-образовательной программе дошкольного образования, которая разрабатывается и утверждается МБДОУ на основе Федеральной образовательной программы дошкольного образования, присмотр и уход за детьми. Предметом деятельности МБДОУ является обеспечение получения воспитанниками дошкольного образования, направленного на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, а также присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух лет до прекращения образовательных отношений. Режим работы МБДОУ: Рабочая неделя – пятидневная, с понедельника по пятницу. Длительность пребывания детей в группах – 12 часов. Режим работы групп – с 7:00 до 19:00. Выходные дни: суббота, воскресенье, а также государственные праздничные дни. 4 1. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 1.1 Оценка образовательной деятельности. Образовательная деятельность в Муниципальной бюджетной дошкольной образовательной организации №104 «Семицветик» города Калуги (далее МБДОУ) организована в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС дошкольного образования. С 01.01.2021 МБДОУ функционирует в соответствии с требованиями СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», а с 01.03.2021 — дополнительно с требованиями СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Образовательная деятельность в детском саду ведется на основании утвержденной МБДОУ основной общеобразовательной - образовательной программы дошкольного образования (ОООП ДО МБДОУ), которая составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), Федеральной образовательной программой дошкольного образования (ФОП ДО) и санитарноэпидемиологическими правилами и нормативами. Ключевым приоритетом МБДОУ в работе в 2023 году явилось подготовка и переход на реализацию обновленной ОООП ДО с учетом Федеральной образовательной программы дошкольного воспитания (ФОП ДО). С января по август 2023 года проводилась подготовка к внедрению ФОП ДО. С сентября по декабрь 2023 года ОООП ДО МБДОУ реализуется в новой редакции в соответствии с ФОП ДО. Для подготовки к внедрению Федеральной образовательной программы была составлена Дорожная карта по переходу МБДОУ на ФОП ДО, согласно которой был составлен планграфик по подготовке и реализации ФОП ДО. В план-график были включены мероприятия по изучению нормативных документов, анализа и коррекции ОООП МБДОУ, анализа РППС, оповещение родителей о внедрении ФОП ДО: - рабочая группа приняла участие во Всероссийском информационно-методическом вебинаре «Внедрение и реализация ФОП ДО в образовательной практике» в марте и июле 2023 года; - рабочей группой был проведен аудит существующей образовательной программы МБДОУ на соответствие требованиям ФОП ДО в соответствии с методическими рекомендациями Минпросвещения по реализации ФОП ДО и внесены изменения в программу; - для формирования вариативной части ОООП ДО, рабочая группа организовала анкетирование с целью изучить запросы, потребности родителей и воспитанников. Данные анкетирования помогли определиться с приоритетным направлением вариативной части, а именно регионального компонента - программы «Калужские страницы» 20%; -сформирован банк данных нормативно-правовых документов федерального, регионального, муниципального уровней, обеспечивающих внедрение ФОП ДО; - проведена диагностика образовательных потребностей и профессиональных затруднений педагогических работников по вопросам перехода на ФОП ДО; - направлены все педагогические работники на обучение по программе повышения квалификации по вопросам применения ФОП ДО; - для педагогических работников была обеспечена еженедельная консультационная помощь по вопросам применения ФОП ДО в форме презентаций, круглых столов, семинаров; - в летний период 2023 года была проведена промежуточная оценка степени соответствия РППС МБДОУ требованиям ФГОС и ФОП ДО и рекомендациям Минпросвещения. В ходе контроля выявлено, что созданная РППС в образовательном учреждении учитывает особенности реализуемой ОООП ДО. В каждой возрастной группе имеется достаточное 5 количество современных развивающих пособий и игрушек. В каждой возрастной группе РППС обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции. Но также имеется потребность в пополнении среды материалами по формированию основ гражданственности и патриотизма, а также театрализованной деятельности. - для информационного обеспечения родителей были проведены родительские собрания. На сайте МБДОУ был создан специальный раздел «Переходим на ФОП», где размещены памятки, медиапрезентации для родителей на тему «Знакомимся с ФОП», а также в общедоступных местах холлов и коридоров учреждения были размещены яркие мини-баннеры «Как будут применять ФОП ДО» « Цель внедрения ФОП ДО». - на заседании установочного педагогического совета в августе 2023 года была утверждена ОООП ДО МБДОУ №104 «Семицветик» г. Калуги. Она состоит из обязательной и вариативной частей. Обязательная часть ОООП ДО оформлена с учетом ФОП ДО и составляет 80%, вариативная часть включает авторскую программу «Калужские страницы» и составляет 20%. Образовательный процесс для детей-инвалидов осуществляется в соответствии с ОООП ДО, так как они посещают группы общеразвивающей направленности и диагноз инвалидности позволяет осваивать ОООП ДО. В детском саду функционируют 13 возрастных групп. Из них: 2 группы раннего возраста (2-3 года) – 52 чел.; 2 группы младшего возраста (3-4 лет) – 61 чел.; 3 группы среднего возраста (4-5 лет) – 100 чел.; 3 группы старшего возраста (5-6 лет) – 90 чел.; 3 подготовительной к школе группы (6-7 лет) – 94 чел. Реализация цели и задач программы воспитания осуществлялась по основным направлениям (модулям): развитие основ нравственной культуры; формирование основ семейных и гражданских ценностей; формирование основ социокультурных ценностей; формирование основ информационной культуры; формирование основ экологической культуры; воспитание культуры труда. Для реализации Рабочей программы воспитания был составлен календарный план воспитательной работы, который был составлен с учетом федерального календарного плана воспитательной работы. Воспитательная работа строится с учетом индивидуальных особенностей детей, с использованием разнообразных форм и методов, в тесной взаимосвязи воспитателей, педагога-психолога и родителей. Детям из неполных семей и семей СВО уделяется большее внимание. С целью анализа удовлетворенности образовательным и воспитательным процессом, а также удовлетворенности оказания платных услуг дополнительного образования в МБДОУ в апреле 2023 году проводилось анкетирование членов семей воспитанников. Продолжал внедряться формат взаимодействия с семьями воспитанников, когда родители и воспитатели – коллеги и партнеры, у которых общая задача – воспитание и развитие ребенка. ссылка на анкеты Чтобы выбрать стратегию образовательной и воспитательной работы в 2023 году проводился анализ состава семей воспитанников. 6 Характеристика семей по составу Состав семьи Количество семей Процент от общего количества семей воспитанников Полная 341 86% Неполная с матерью 56 14% Неполная с отцом - 0% Оформлено опекунство - 0% Характеристика семей по количеству детей Количество детей в семье Количество семей Процент от общего количества семей воспитанников Один ребенок 85 28% Два ребенка 156 52% Три ребенка и более 58 20% Дополнительное образование В МБДОУ на 01.01. 2023 года была организована работа по предоставлению платных услуг по реализации дополнительных образовательных программ: 1) художественная направленность «Чудесная мастерская» - 90 чел. 2) социально-гуманитарной направленности «Шаги к пятеркам» - 27 чел. 3) социально-гуманитарной направленности «Знайка» -79 чел. 4) художественная направленность «Волшебный сундучок» -12 чел. 5) художественная направленность «Звонкий каблучок» - 37 чел. В 2023 году образовательная деятельность осуществлялась в соответствии с годовым планом, календарным учебным графиком, учебным планом, расписанием образовательной деятельности, режимом дня, комплексно-тематическим планированием. В режим дня были введены «Утренний и вечерний круг». При реализации задач ОООП ДО на основе ФОП ДО, решением педагогического совета было сохранено комплексно-тематическое планирование, которое предусматривало решение образовательных задач в совместной и самостоятельной деятельности. МБДОУ с 01.01 2023 года посещали 397 воспитанников в возрасте от 2 до 7 лет, сформировано 13 групп общеразвивающей направленности. Состав воспитанников: - По численности 200 354 331 400 342 ранний возраст 48 60 52 0 2021 год 2022год 2023год дошкольный возраст 7 - По половому признаку 250 222 188 191 200 192 203 мальчики 194 девочки 150 2021год 2022 год 2023 год В МБДОУ реализуется здоровьесберегающая система работы, направленная на сохранение психического и физического здоровья детей. Система оздоровительной работы включает следующие направления работы: использование вариативных режимов пребывания, психологическое сопровождение ребенка, разнообразные виды организации двигательной активности, систему работы по формированию основ здорового образа жизни, оздоровительное сопровождение, организацию питания. Анализ заболеваемости воспитанников Возрастная категория детей Дети раннего возраста (до 3 лет) Дети дошкольного возраста (от 3 до 5 лет) В целом по детскому саду 2020 год 2021год 2022 год Пропуски по болезни (дней в год) 6,9 19,5 13,8 2,2 2,8 10,3 3,8 6,7 11,4 2023 год 19,3 13,3 14,2 Инновационная деятельность: В 2023 году творческая группа нашего Учреждения работала над созданием проекта Программы развития по организации театрализованной деятельности дошкольников в рамках выполнения п.1.6 ФГОС «создания благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие творческого потенциала каждого ребенка….», которая прошла экспертизу и была согласована Решением коллегии Управления образования города Калуги протокол № 3 от «19» октября 2023 года и утверждена приказом МБДОУ № 104 «Семицветик» города Калуги Приказ № 2010/1 - ОД от «20» октября 2023 года Реализуя Программу развития и ОООП ДО в новой редакции на основе ФОП ДО, творческой группой были проведены исследования: анкетирование родителей (законных представителей), анализ инфраструктуры МДОУ, педагогическая диагностика уровня творчества детей в театрализованной деятельности, диагностика уровня профессиональной компетентности педагогов и др.). В план работы МБДОУ на 2022-2023 год были включены и реализованы следующие задачи: - разработана рабочая программа профессионального модуля «Театральная азбука для педагогов» и начата реализация первого этапа; -разработан перспективный план обновления материально-технической базы по театрализованной деятельности (были закуплены разные виды театров, обновлены театрализованные уголки в РППС группах, создана театральная зона в холле). -заключены договоры межведомственного взаимодействия с Арт-театром, Областной детской библиотекой, Театральной студией СОШ №46 с определением целей, сроков и форм конкретного взаимодействия. Вошли прочно в Уклад МБДОУ проведение утреннего и вечернего круга. 8 Вводились новые образовательные технологии: пространство детской реализации, «ровестничество»- технология создания детского сообщества. Осуществлялся переход на новый формат детско-взрослого взаимодействия, основанного на умении «Слышать голос ребенка» и нацеленного на развитие детской инициативы. Предлагался новый формат праздников с опорой на детские интересы и детскую инициативу. Вывод: все нормативные локальные акты в части содержания, организации образовательного процесса в МБДОУ имеются в наличии. Все возрастные группы укомплектованы полностью. Вакантных мест не имеется. В 2022/23 учебном году в МБДОУ осуществлялись дополнительные образовательные услуги — по художественно-эстетическому развитию и физкультурно-оздоровительному развитию детей. Реализуются приоритетные направления работы по организации театрализованной деятельности воспитанников, согласно поставленным задачам в Программе развития и ОООП ДО в новой редакции. Образовательная деятельность в МБДОУ в течение отчетного периода осуществлялась в соответствии с требованиями действующего законодательства. . 1.2 Оценка системы управления организации Управление МБДОУ осуществляется в соответствии с действующим законодательством и уставом МБДОУ. Управление МБДОУ строится на принципах единоначалия и коллегиальности. Коллегиальными органами управления являются: управляющий совет, педагогический совет, совет родителей, общее собрание работников. Единоличным исполнительным органом является руководитель – заведующий. Органы управления, действующие в Учреждении. Наименование органа Функции Заведующий Контролирует работу и обеспечивает эффективное взаимодействие структурных подразделений организации, утверждает штатное расписание, отчетные документы организации, осуществляет общее руководство МБДОУ Управляющий совет Рассматривает вопросы: развития образовательной организации; финансово-хозяйственной деятельности; материально-технического обеспечения Педагогический совет Осуществляет текущее руководство образовательной деятельностью МБДОУ, в том числе рассматривает вопросы: развития образовательных услуг; регламентации образовательных отношений; разработки образовательных программ; выбора учебников, учебных пособий, средств обучения и воспитания; материально-технического обеспечения образовательного процесса; аттестации, повышении квалификации педагогических работников; координации деятельности методических объединений Совет родителей Деятельность Совета родителей регламентируется «Положением о Совете родителей». Совет родителей избирается из числа родителей воспитанников, посещающих ДОУ, и возглавляется председателем. Совет родителей подчиняется и подотчетен родительскому 9 собранию. Для координации работы Совета родителей в его состав входит заведующий ДОУ или педагогический работник ДОО. Совет родителей содействует организации совместных мероприятий в МБДОУ, оказывает посильную помощь в укреплении материально-технической базы, благоустройстве его помещений, детских площадок и территории, проводит результативную и консультативную работу среди родителей (законных представителей) воспитанников об их правах и обязанностях. Совместно с руководством ДОУ контролирует организацию качественного питания детей, медицинского обслуживания, принимает участие в организации безопасных условий осуществления образовательного процесса, выполнения санитарно-гигиенических правил и норм, взаимодействует с другими органами самоуправления ДОУ по вопросам совершенствования управления, обеспечения образовательного процесса. Совет работает по разработанным и принятым им регламенту работы и плану, которые согласуются с заведующим МБДОУ. Совет ведет протоколы своих заседаний и общих родительских собраний в соответствии с правилами ведения делопроизводства. Протоколы хранятся в канцелярии МБДОУ. Общее работников собрание Реализует право работников участвовать в управлении образовательной организацией, в том числе: участвовать в разработке и принятии коллективного договора, Правил трудового распорядка, изменений и дополнений к ним; принимать локальные акты, которые регламентируют деятельность образовательной организации и связаны с правами и обязанностями работников; разрешать конфликтные ситуации между работниками и администрацией образовательной организации; вносить предложения по корректировке плана мероприятий организации, совершенствованию ее работы и развитию материальной базы Вывод: Структура и система управления соответствуют специфике деятельности МБДОУ. Управление дошкольной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности на аналитическом уровне. По итогам 2023 года система управления МБДОУ оценивается как эффективная, позволяющая обеспечивать взаимодействие всех участников образовательных отношений. В следующем году изменение системы управления не планируется. 1.3 Содержание и качество подготовки обучающихся. Уровень развития детей анализируется по итогам педагогической диагностики. Диагностическая работа по выявлению уровня развития воспитанников проводится в три этапа: сентябрь — первичная диагностика, декабрь — промежуточная диагностика, май — итоговая диагностика. Для проведения диагностики педагоги используют произвольные формы на основе диагностических методов: наблюдение, свободные беседы, анализ продуктов детской 10 деятельности, специальные диагностики ситуации, дополнительные методики по образовательным областям. Используются и методы исследования согласно классификации т инструментария А.Г.Гогоберидзе. Так, результаты качества освоения ООП МБДОУ на конец 2023 года выглядят следующим образом: 100% 90% 80% 80% 75%78% 83% 78%80% 88%90% 83% 90%90%90% 83% 79%80% 70% 60% 50% 40% 30% 2021 20% 2022 10% 0% 2023 Вывод: Результаты педагогического мониторинга показывают преобладание детей с высоким и средним уровнями развития, что говорит о положительной динамики освоения образовательных областей. Но больше внимания надо уделить социально-коммуникативной области и речевой. Перспектива: С целью повышения качества образования в областях "Речевое развитие" и «Социально-коммуникативное развитие» - в новом учебном году запланировать ряд методических мероприятий; - С целью обеспечения эффективности взаимодействия родителей с педагогами, административным составом МБДОУ для повышения мотивированной активной жизненной позиции родителей в отношении развития и образования своих детей и развития дошкольного учреждения - в новом учебном году запланировать ряд методических мероприятий, в том числе через сетевое взаимодействие. - С целью совершенствования организации образовательной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий запланировать комплекс мероприятий, направленных на осуществление сетевого взаимодействия педагогов в условиях единой цифровой образовательной среды; информационно-методическую поддержку педагогов в процессе непрерывного профессионального образования «Пользовательская ИКТкомпетентность» 1.4 Организация учебного процесса В основе образовательного процесса в МБДОУ лежит взаимодействие педагогических работников, администрации и родителей. Основными участниками образовательного процесса являются дети, родители, педагоги. Основные форма организации образовательного процесса: совместная деятельность педагогического работника и воспитанников в рамках 11 организованной образовательной деятельности по освоению основной общеобразовательной программы; самостоятельная деятельность воспитанников под наблюдением педагогического работника. Занятия в рамках образовательной деятельности ведутся по подгруппам. Продолжительность занятий соответствует СанПиН 1.2.3685-21 и составляет: в группах с детьми от 2 до 3 лет — до 10 мин; в группах с детьми от 3 до 4 лет — до 15 мин; в группах с детьми от 4 до 5 лет — до 20 мин; в группах с детьми от 5 до 6 лет — до 25 мин; в группах с детьми от 6 до 7 лет — до 30 мин. Между занятиями в рамках образовательной деятельности предусмотрены перерывы продолжительностью не менее 10 минут. Во исполнение Указа Президента от 17.05.2023 № 358 в годовой план работы детского сада были внесены мероприятия по формированию безопасной информационной среды для педагогов, детей и родителей. В течение года со всеми участниками образовательных отношений проводились просветительские мероприятия. Для педагогов был организован тренинг по теме «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». На заседании педагоги обсудили доступные для дошкольников формы работы по теме, а также был подобран демонстрационный материал из опыта работы других детских садов. В рамках реализации стратегии с родителями дошкольников был организован совместный проект «Информационная безопасность дошкольников в современных условиях». В течение полугодия также проводились консультации по теме, оформлен информационный стенд в каждой возрастной группе, размещались консультации-презентации в родительских чатах и на страничках МБДОУ в социальных сетях Контакт, Одноклассники. В 2023 году в рамках патриотического воспитания осуществлялась работа по формированию представлений о государственной символике РФ: изучение государственных символов: герба, флага и гимна РФ. Деятельность была направлена на формирование у дошкольников ответственного отношения к государственным символам страны. В основу воспитательно-образовательного процесса МБДОУ в 2023 году были положены ОООП ДО, самостоятельно разработанная в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и ФОП ДО. В ходе реализации образовательной деятельности использовались информационные технологии, современные педагогические технологии, создана комплексная система планирования образовательной деятельности с учетом направленности реализуемой образовательной программы, возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, которая позволяет обеспечить переход воспитанников детского сада в школу. Работа с обучающимися, имеющие особые образовательные особенности: -в МБДОУ проводится индивидуальная работа по коррекции речевого развития детей, целью которой является выявление и своевременное преодоление отклонений в развитии устной речи детей дошкольного возраста. Деятельность учителя – логопеда по коррекции речевого развития (далееиндивидуальные занятия) осуществляется на основании «Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность». Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 06.08.2020г. Р-75. Коррекционные занятия, проводимые учителем-логопедом, являются вариативными по отношению к занятиям по развитию речи в образовательном процессе (для детей, зачисленных на индивидуальные занятия). Такая вариативность обеспечивает исключение превышения предельно допустимой нормы нагрузки на ребёнка. В работе с детьми учитель-логопед руководствуется «Программой логопедической работы по преодолению фонетикофонематического недоразвития речи у детей» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, «Программой логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркинов. 12 Вывод: образовательный процесс в МБДОУ организован в соответствии с требованиями, предъявляемыми ФГОС ДО и ФОП ДО, и направлен на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, предоставление равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка. Общая картина оценки индивидуального развития позволила выделить детей, которые нуждаются в особом внимании педагога и в отношении которых необходимо скорректировать, изменить способы взаимодействия, составить индивидуальные образовательные маршруты. Полученные результаты говорят о достаточно высокой эффективности коррекционной работы. 1.5 Оценка востребованности выпускников. При подготовке детей к школе необходимо формировать такие качества личности, которые позволят будущему ученику не только успешно учиться, но и жить в новой и необычной для него обстановке. Обобщённая оценка сформированности определенных знаний осуществлялась в ходе проведения наблюдений за воспитанниками в различных видах деятельности. Применялись следующие формы совместной работы: -использование игр с правилами и сюжетно-ролевых игр для развития произвольности; -доброжелательное и уважительное отношение педагога к детям; -поощрение детей за активность, познавательную инициативу, любые усилия, направленные на решение задачи, любой ответ, даже неверный; -использование игровой формы занятий, загадок, предложения что-то придумать, предложить самим; -адекватная оценка – развернутое описание того, что сумел сделать ученик, чему он научился, какие есть трудности и ошибки, конкретные указания, как можно улучшить результаты, что для этого необходимо сделать; -запрет на прямые оценки личности ученика (ленивый, безответственный, глупый, неаккуратный и пр.). Предпосылки личностных действий (личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные, коммуникативные предпосылки) определяют личностную готовность ребенка к обучению в школе, включающую: понимание смысла и мотивацию к предстоящей учебной деятельности. Сформированность внутренней позиции будущего школьника, адекватность самооценки, эмоциональную зрелость ребенка, способность соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способность оценивать свое поведение и поступки, понимать основные моральные нормы и правила. Полученные количественные данные (63 чел.) по разделу свидетельствуют, что у 58,0% выпускников МБДОУ 2023 года предпосылки личностных действий сформированы на оптимальном уровне. Эти дети способны принять и освоить социальную роль школьника, у них есть мотивация к учебной деятельности и представления о личностном смысле учения. В отношении 30% выпускников с завышенной самооценкой можно делать благоприятный прогноз в ее развитии при наличии условий, обеспечивающих формирование адекватной самооценки, успешной социализации, социальной адаптации. Несформированность личностного компонента у 7% выпускников говорит о наличии проблемных зон, связанных с недостаточной личностной готовностью ребенка к принятию новой для них роли школьника, наличием нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы, затруднений в формировании адекватной самооценки, стремления к преодолению препятствий. Вывод: анализ результатов мониторинга показывает успешность овладения воспитанниками предпосылками универсальных учебных действий. 1.6 Кадровое обеспечение В 2023 году МБДОУ укомплектовано педагогами на 99% процентов согласно штатному расписанию. Педагогический коллектив насчитывает 29 человек (плюс 2 человека заведующий и зам.зав. по ВР) Распределение педагогического персонала по уровню образования 13 Наименование Всего работников Высшее профессиональное Среднее профессиональное Без профессионального образования заведующий 1 1 - - За зам. заведующего по ВР 1 1 - - воспитатели 25 12 13 - муз. руководит. 1 - 1 - 1 инструктор по физической культуре 1 учитель-логопед 1 1 - - педагог-психолог 1 1 - - ИТОГО 31 16 15 - Ра Распределение педагогического персонала по квалификации На заседании установочного педагогического совета было организовано знакомство педагогов с новым Порядком аттестации педагогических работников, который был утвержден приказом Минпросвещения от 24.03.2023 № 196. В течение полугодия с педагогами проводилась работа по плану по следующим направлениям: аналитико-диагностические мероприятия; психологическое сопровождение; организационно-методическое сопровождение. Также в ноябре было проведено анкетирование «Что я знаю об аттестации». В течение полугодия проводились индивидуальные консультации с педагогами, аттестующими на СЗД и квалификационные категории. Наименование Всего работников высшая категория первая Соо соответствие категория без категории воспитатели 25 8 10 4 3 муз. руководит. 1 1 - - - учитель-логопед 1 1 - - - педагог-психолог 1 1 - - - инструктор по по физической культуре 1 1 ИТОГО 29 12 10 4 3 Распределение педагогического персонала по возрасту Наименование Заведующий зам. заведующего по ВР воспитатели инструктор по по физической культуре Всего работников моложе 25 25-30 30-54 1 1 - - 1 - 1 25 - 2 14 9 1 55 и старше 14 муз. руководит. учитель-логопед педагог-психолог ИТОГО 1 1 1 31 - 2 1 1 17 Распределение педагогического персонала по стажу Наименование Всего работников до 5 лет заведующая 1 - 5-15 - зам. заведующей по ВР 1 1 12 15-20 1 свыше 30 лет 1 - - - 1 25 5 8 6 6 муз. руководит. 1 - - учитель-логопед 1 - - педагог-психолог 1 - инструктор по по физической культуре 1 ИТОГО 31 воспитатели 1 - 1 1 1 5 8 8 10 Движение кадров. За отчетный период по кадровому составу прошли следующие изменения: - уволился музыкальный руководитель в связи со сменой места жительства и один воспитатель. Принят на должность воспитателя 1 человек без категории; - в 2023 году аттестовались 3 воспитателя на высшую квалификационную категорию, один воспитатель на первую квалификационную категорию. - курсовую подготовку прошли все педагоги по внедрению ФОП ДО и 2 педагога по работе с воспитанниками ОВЗ. Награждения В 2023 году 1 педагог награжден Почетной грамотой министерства образования Калужской области, 2 педагога Почетными грамотами управления образования и 1 педагог Почетной грамотой Городского Головы. В год Педагога – наставника 2023 воспитатель Савина Е.К. была награждена нагрудным знаком министерства образования и науки Калужской области «Педагог-наставник». Работа по наставничеству в год Педагога-Наставника 2023 Большое внимание всегда уделялось работе с молодыми специалистами со стажем до 5 лет. Согласно годовому плану в МБДОУ работала Школа молодого воспитателя (ШМВ) Но в год Педагога-Наставника 2023 в нашем коллективе было организовано персофицированное сопровождение педагогов, которая по своей сути включало такие взаимосвязанные, взаимообусловленные и последовательные действия как: а) диагностика и оценка профессиональных дефицитов воспитателей в контексте реализации ФОП в целом образовательном процессе; б) поиск и реализация оптимальных и конструктивных способов ликвидации профессиональных проблем и преодоления затруднений и компетентностных дефицитов4 в) оказание различных видов персонифицированной помощи; Мы сформировали следующие наставнические группы: - опытный педагог – молодой педагог, - один наставник – несколько наставляемых, 15 - несколько наставников – несколько наставляемых, - специалисты – наставники ( учитель – логопед, педагог психолог) – педагоги – наставляемые сформировали следующие наставнические группы: - опытный педагог – молодой педагог, - один наставник – несколько наставляемых, - несколько наставников – несколько наставляемых, - специалисты – наставники ( учитель – логопед, педагог психолог) – педагоги – наставляемые. Использование такой системы наставничества позволило избежать формального общения нуждающимся в конкретной помощи педагогическим работникам по профессиональным проблемам. Показало рост профессионального мастерства педагога и это, в свою очередь, способствовало успешной подготовки педагогов к реализации ФОП ДО. Творческие достижения педагогов: -Участие в конференциях, семинарах, вебинарах; выступления на областных и городских семинарах, методических объединениях: Выступление на городской научно-практической конференции «Развитие инновационного потенциала педагогов образовательных учреждений г. Калуги» на базе 48 лицея г. Калуги (Виноградова Ю.А., Ермишина Н.В.); Участие во Всероссийском форуме «Воспитатели России»: «Дошкольное воспитание: новые ориентиры для педагогов и родителей» (6 участников); Организация и проведение постоянно действующего семинара Калужского Государственного института Развития Образования на тему «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников в рамках реализации Основной образовательной программы дошкольного образования» на базе МБДОУ №104 «Семицветик» г. Калуги (выступления 3 чел.). ГАОУ ДПО «КГИРО» г. Калуга, Министерство просвещения Российской федерации Национальный проект России «Образование» «Растим детей» (1 чел.) Онлайн Всероссийская конференция. Тема выступления: «Игровые технологии в работе с детьми ОВЗ» (1 чел.) Выступление на региональной декаде молодых педагогов к 200 летию со дня рождения К.Д. Ушинского «Роль идей К.Д. Ушинского в развитии исследовательской деятельности дошкольников в контексте ФГОС» (2 чел). Выступление на семинаре «Особенности работы педагога-психолога дошкольной организации» в ГАОУ ДПО «КГИРО» г. Калуга по теме «Психолого-педагогическое сопровождение семей, попавших в трудную ситуацию, связанную со специальной военной операцией» (1 чел). Выступление заведующего Костюшенковой Т.Н. на городском форуме руководителей образовательных учреждений г. Калуги, посвященному году Педагога-наставника на тему « Наставничество-территория новых возможностей» Участие в конкурсах: муниципальный конкурс-выставка творческих работ педагогических работников муниципальных образовательных учреждений города Калуги «Все грани прекрасного» НСП «Дом детского творчества» Центра «Галактика», Михайлова Елена Евгеньевна, участники 2023 год; муниципальный конкурс-фестиваль художественного творчества педагогов муниципальных образовательных учреждений города Калуги «Возьмемся за руки, друзья!». Участники ансамбля «Унесенные ветром» в жанре вокал, специальный приз жюри за позитив 2023 год в жанре «Театральное искусство», участник 2023 год. - муниципальный Профориентационный конкурс « Мы из будущего. Детский сад», «Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» г. Калуга, Потапова Татьяна Петровна, 2023 год; - всероссийская массовая лыжная гонка «Лыжня России», участники 2023 год; - «Большой этнографический диктант 2023», участник (1 чел). Публикации: 16 В Сборнике материалов научно-практической конференции «Развитие инновационного потенциала педагогов образовательных учреждений г. Калуги» опубликованы статьи 2 педагогов («Нейроигры в образовательном процессе, как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования познавательной деятельности у старших дошкольников», «Кинезиологические упражнения в работе с воспитанниками ДОУ»). Интернет nsportal публикация на тему «Дорожка здоровья» , «Методическая разработка сюжетно-ролевой игры «Экологическая экспедиция». (1 чел.) В целом, можно сказать, что в Учреждении работает слаженная команда педагогов, объединенных общими целями и задачами, активно принимающих и внедряющих инновационные педагогические технологии. Хочется отметить, что управленческие кадры, воспитатели и специалисты с готовностью используют в своей работе Интернет ресурсы в разных аспектах. МБДОУ ведет официальный паблик в соцсетях Вконтакте, Одноклассники, Телеграмм, где освещаются интересные события, происходящие в жизни воспитанников, педагогов, размещаются рекомендации, советы, дидактические материалы для родителей. С марта 2022 года МБДОУ ведет учет микротравм работников. По итогам 2023 года анализ показал, что микротравмы отсутствовали. Вывод: Педагогический коллектив Учреждения укомплектован квалификационными педагогическими кадрами. Все педагоги имеют педагогическое образование, своевременно проходят курсы повышения квалификации, а также в целом, обладают основными компетенциями, необходимыми для создания условий развития и воспитания воспитанников 1.7. Учебно-методическое обеспечение Целью методической работы в МДОУ является создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса. Центром всей методической работы ДОУ является методический кабинет. Ему принадлежит ведущая роль в оказании педагогам помощи в организации образовательного процесса, обеспечении их непрерывного саморазвития, обобщении передового педагогического опыта, повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей. Методический кабинет - это копилка лучших традиций дошкольного учреждения, поэтому задача зам. зав. по ВР - сделать накопленный опыт живым, доступным, научить педагогов творчески переносить его в работу с детьми, так организовать работу этого методического центра, чтобы воспитатели чувствовали себя в нем, как в своем рабочем кабинете. Главным органом методической работы является Педагогический совет, работу которого регламентируют Положение о педагогическом совете, План образовательной работы на учебный год. Для решения поставленных годовых задач формы организации методической работы использовались разнообразные: консультации-презентации, дискуссии, круглые столы, семинары, деловые игры. Осуществляемая методическая работа оказывала влияние на качество и рост педагогического мастерства педагогических работников. Использовались дистанционные технологии в форме мастер-классов, видео роликов в общем чате педагогов. В целом педагоги обеспечены методическими пособиями в соответствии с образовательными программами. В образовательной организации имеется в наличии современные средства ИКТ, мультмедийное и интерактивное оборудование. Состояние и содержание сайта МБДОУ соответствует имеющемуся законодательству. Информация в нем постоянно обновляется и пополняется. Вывод: методические условия, созданные в образовательной организации, соответствуют задачам, запланированными в программе развития и обеспечивают реализацию образовательных программ. 17 1.8 Библиотечно-информационное обеспечение. В МБДОУ библиотека является составной частью методической службы. Библиотечный фонд располагается в методическом кабинете, кабинетах специалистов, группах детского сада. Библиотечный фонд представлен методической литературой по всем образовательным областям основной общеобразовательной программы, детской художественной литературами, а также другими информационными ресурсами на различных электронных носителях. В каждой возрастной группе имеется банк необходимых учебно-методических пособий, рекомендованных для планирования воспитательной образовательной работы в соответствии с обязательной частью ОООП ДО. В методическом кабинете созданы условия для возможности организации совместной деятельности педагогов. В 2023 году была закуплена методическая литература и методические пособия согласно соответствию ФОП ДО на сумму 98000 рублей. 1.9 Оценка материально-технической базы Помещения: групповые комнаты 13 музыкальный зал 1 физкультурный зал 1 кабинет заведующего 1 медицинский кабинет 1 логопедический кабинет 1 методический кабинет 1 кабинет психолога 1 Участки: игровые площадки 13 физкультурная площадка 1 Помещения и участки детского сада соответствуют требованиям «Санитарноэпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», нормам и правилам пожарной безопасности. Групповые помещения обеспечены мебелью и игровым оборудованием в достаточном количестве. Образовательная предметно-развивающая среда создана с учетом возрастных особенностей детей, интересов, соответствует требованиям ФГОС и конструируется таким образом, чтобы ребенок в течение всего дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие. В каждой возрастной группе созданы центры, которые содержат в себе познавательный и развивающий материал: центр конструирования, художественного и театрального творчества, спортивный центр, центр наблюдения и экспериментирования, музыкальный, книжный и другие. Учитываются и гендерные особенности воспитанников при организации предметноразвивающей среды групп: созданы игровые уголки с учетом интересов мальчиков и девочек. В каждом центре учитываются индивидуальные потребности и интересы воспитанников. Были проведены большие ремонтные работы в 3 группах. На территории детского сада высажены различные виды деревьев и кустарников; разбиты клумбы и цветники. - Частичная замена асфальтового покрытия на центральном входе. - Материально-техническая база ДОУ соответствует удовлетворительному состоянию. - Групповые помещения ДОУ оснащены игровым, дидактическим и наглядным материалом для реализации ООПДО. Мебель соответствует росту и возрасту воспитанников, а также гигиеническим требованиям. С целью создания оптимальных условий для всестороннего развития дошкольников в ДОО постоянно обновляется предметно-развивающая среда. Этому вопросу в каждой возрастной группе уделяется серьезное внимание. Так, в новом учебном году в соответствии с введением ФОП ДО оборудованы разнообразные учебные и игровые зоны для воспитания, обучения, развития детей и создания условий для 18 индивидуального самостоятельного творчества детей (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья). Материально-техническое обеспечение отвечает современным требованиям. Пополнено программно-методическое обеспечение методического кабинета и групп по организации работы с дошкольниками (наглядный, дидактический материал). Приобретены пособия по образовательной деятельности: наглядный материал для стендов, альбомы, книги, приобретены игрушки и дидактические пособия для кружковой работы. Все материалы и оборудования приобретены по рекомендациям Минпросвещения и соответствуют ФГОС и ФОП ДО. Имеющеюся РППС обеспечивает всестороннее развитие детей дошкольного возраста, в том числе и их нравственное развитие личности в социально-духовном плане, развитие самостоятельности. Развивающая предметная среда ДОУ постоянно совершенствуется, дополняется и изменяется. В группах имеются технические средства образования, развивающие и дидактические игры, конструкторы, магнитные доски и мольберты, наборы корпусной детской мебели, ковровые покрытия, что позволяет создать условия, соответствующие современным требованиям дошкольного образования. Оснащение спортивного зала в достаточной мере дает возможности решать вопросы физического развития воспитанников. Кабинет логопеда и психолога оснащен материалом, позволяющим эффективно проводить коррекционную работу с воспитанниками. Вывод: в 2024 году необходимо продолжить модернизацию цифрового обучающего оборудования и программного обеспечения, определить источники финансирования закупки 1.10 Оценка функционирования внутренней системы оценки качества образования. В 2023 году в МБДОУ функционировала собственная система оценки качества образования, согласно Положению о ВСОКО от 15.12.2021 года. Анализ работы МБДОУ в 2023 году проводился экспертной группой согласно Положению и приказу от 01.09.2023 № 0109/56-ОД по следующим направлениям: - организации образовательной деятельности по образовательной программе дошкольного образования; - качества ресурсного обеспечения образовательной деятельности; - результатов образовательной деятельности Ответственный за организацию и функционирования ВСОКО, согласно приказу являлась Манакина А.А., заместитель заведующего по воспитательной работе, которая являлась руководителем экспертной рабочей группы. Рабочей группой был составлен План-график мероприятий, где определились мероприятия по выше названным направлениям. Для оценки качества образования использовались мониторинговые исследования, материалы внутреннего контроля, социологические опросы, проективные методики, статистическая отчетность, другие диагностические материалы. При анализе качества образовательного процесса, а именно: при анализе основной образовательной программы, экспертной группой была проведена работа по корректировке ОООП ДО МБДОУ в соответствии с ФОП ДО и представлена на утверждение в новой редакции на установочном педагогическом совете. Были организованы контроль и посещения членами рабочей группы занятий, открытых мероприятий, наблюдения за самостоятельной и совместной деятельностью воспитанников. Проводился анализ на заседаниях рабочей группы и собеседованиях с педагогами, где выявлялись недостатки качества образовательного процесса и намечались пути совершенствования форм работы, использования инновационных технологий и разработка индивидуальных маршрутов коррекции развития воспитанников. При анализе качества ресурсного обеспечения образовательной деятельности было установлено, РППС соответствует всем 7 критериям ФГОС ДО и определены перспективы в дооснащении РППС в соответствии с Методическими рекомендациями Минпросвещения в 19 соответствии с ФОП ДО. Была проведена оценка формирования целевых групп и анализ работы с ними специалистов: педагога-психолога, учителя-логопеда и воспитателей и взаимодействие с семьями воспитанников в этом направлении. При анализе кадрового обеспечения экспертная группа отметила, что в 2023 году увеличилось число сотрудников, аттестованных на высшую категорию. Материально-технические и финансовые условия по предписаниям проверяющих органов соответствуют нормативам. При анализе результатов образовательной деятельности было отмечено: - удовлетворительное состояние здоровья и физического развития воспитанников, отсутствие несчастных случаев и травм. Педагогический мониторинг индивидуального развития дошкольников, который проводился в мае 2023 года, при сравнительном анализе мониторинга сентября 2022 года показал, что 89% детей успешно освоили образовательную программу дошкольного образования в своей возрастной группе. Воспитанники подготовительных групп показали высокие показатели готовности к школьному обучению. В течение года воспитанники МБДОУ успешно участвовали в конкурсах и мероприятиях различного уровня: Всероссийский творческий конкурс «Друзья наши меньшие», профориентационный конкурс «Мы из будущего», городские конкурсы «Творчество юных», «Многоликий символ жизни», «Лыжня России 2023», Удовлетворенность родителей качеством образовательных услуг проводилось путем анкетирования по ссылке, которая была размещена на сайте образовательной организации. В период февраль - апрель 2023 года в анкетировании участвовали140 родителей, получены следующие результаты: доля получателей услуг, положительно оценивающих доброжелательность и вежливость работников организации, — 81%; доля получателей услуг, удовлетворенных компетентностью работников организации, — 72%; доля получателей услуг, удовлетворенных материально-техническим обеспечением организации, — 65%; доля получателей услуг, удовлетворенных качеством предоставляемых образовательных услуг, — 84%; доля получателей услуг, которые готовы рекомендовать организацию родственникам и знакомым, — 92%. Анкетирование родителей показало высокую степень удовлетворенности качеством предоставляемых услуг. При сравнительном анализе с 2022 годом удовлетворенность родителей качеством образовательных услуг повысилась. Мониторинг качества образовательной деятельности в 2023году показал хорошую работу педагогического коллектива по всем показателям. 20 ЧАСТЬ 2 АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ , ПОДЛЕЖАЩЕЙ САМООБСЛЕДОВАНИЮ №п/п 1111. 1.1. 1.1.1 1.1.2 1.1.3 1.1.4 1.2 1.3 1.4 1.4.1 1.4.2 1.4.3 1.5 1.5.1 1.5.2 1.5.3 1.6 1.7 1.7.1 1.7.2 1.7.3 1.7.4 1.8 1.8.1 1.8.2 Показатели Образовательная деятельность Общая численность воспитанников, осваивающих образовательную программу дошкольного образования, в том числе: В режиме полного дня (8-12 часов) В режиме кратковременного пребывания (3-5 часов) В семейной дошкольной группе В форме семейного образования с психолого-педагогическим сопровождением на базе дошкольной образовательной организации Общая численность воспитанников в возрасте до з лет Общая численность воспитанников в возрасте от 3 до 8 лет Численность /удельный вес численности воспитанников в общей численности воспитанников, получающих услуги присмотра и ухода В режиме полного дня (8-12 часов) В режиме продленного дня (12-14 часов) В режиме круглосуточного пребывания Численность /удельный вес численности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в общей численности воспитанников, получающие услуги: По коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии По освоению образовательной программы дошкольного образования По присмотру и уходу Средний показатель пропущенных дней при посещении дошкольной организации по болезни на одного воспитанника Общая численность, удельный вес численности педагогических работников, в том числе: Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование педагогической направленности (профиля) Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих среднее профессиональное образование Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих среднее профессиональное образование педагогической направленности (профиля) Численность/удельный вес численности педагогических работников, которым по результатам аттестации присвоена квалификационная категория, в общей численности педагогических работников, в том числе Высшая Первая Единица измерения 397 397 - 52 345 397/100%- 397/100% 6 /1 % 1/0,2% 6/1 % 14,2 29 16/55% 13/45% 15/52% 15/52% 22/76% 12/41% 10/35% 21 1.15.1 Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников, педагогический стаж работы которых составляет: До 5 лет Свыше 30 лет Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников в возрасте до 30 лет Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников в возрасте от 55 лет Численность/удельный вес численности педагогических и административно-хозяйственных работников, прошедших за последние 5 лет повышение квалификации/профессиональную переподготовку по профилю педагогической деятельности или иной осуществляемой в образовательной организации деятельности, в общей численности педагогических и административно-хозяйственных работников Численность/удельный вес численности педагогических и административно-хозяйственных работников, прошедших повышение квалификации по применению в образовательном процессе федеральных государственных стандартов в общей численности педагогических и административнохозяйственных работников Соотношение «педагогический работник/воспитанник» в дошкольной образовательной организации Наличие в образовательной организации следующих педагогических работников: Музыкального руководителя 1.15.1 Инструктора по физической культуре да 1.15.3 Учителя-логопеда да 1.15.4 1.15.5 Логопеда Учителя-дефектолога нет нет 1.15.6 Педагога-психолога да 2. Инфраструктура 2.1 2.3 Общая площадь помещений, в которых осуществляется образовательная деятельность, в расчете на одного воспитанника Площадь помещения для организации дополнительных видов деятельности дошкольников Наличие физкультурного зала 2.4 Наличие музыкального зала да 2.5 Наличие прогулочных площадок, обеспечивающих физическую активность и разнообразную игровую деятельность на прогулке да 1.9 1.9.1 1.9.2 1.10 1.11 1.12 1.13 1.14 1.15 2.2 5/17% 10/35% 2/7% 12/41% 32/100% 32/100% 397:29=13,7 да 2 кв. м 339 кв. м да