Дополнительная общеразвивающая программа «Знайка» (4-5 лет) по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста разработана на основе развивающих игр В. Воскобовича, Б.П. Никитина, З. Дьенеша, Х. Кюизенера. Развивающие игры создают условия для проявления творчества, стимулирует развитие умственных способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности. Развивающие игры В. Воскобовича – это особенная, самобытная, творческая и очень добрая методика. В основу игр заложены три основных принципа – интерес, познание, творчество. Технология В. В. Воскобовича - посторенние такой игровой деятельности, в результате которой развиваются психические процессы внимание, память, воображение, мышление, речь. Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддержать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. В каждой игре ребенок всегда добивается, какого - то «предметного» результата. Это не просто игры – это сказки, интриги, приключения, забавные персонажи, которые побуждают малыша к мышлению и творчеству. Игры подобного рода психологически комфортны. Ребенок складывает, раскладывает, упражняется, экспериментирует, творит, не нанося ущерба себе и игрушке. Игры мобильны, многофункциональны, увлекательны для детей. К играм В. Воскобовича относятся: «Геоконт», «Квадрат Воскобовича», «Математические корзинки», Кораблик «Плюх-плюх» Кораблик «Брызг -Брызг», «Счетовозик», «Ромашка», «Теремки Воскобовича», Коврограф «Ларчик» «Игровизор», Сказочные гномы «Кохле, Охле, Желе, Зеле, Геле, Селе, Фи». Игры Никитина - в развивающих играх Никитина - удалось объединить один из основных принципов обучения "от простого к сложному" с очень важным принципом творческой деятельности "самостоятельно по способностям". Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей: игры Никитина могут стимулировать развитие творческих способностей с самого раннего возраста. К развивающим играм Никитина относятся игры: «Уникуб», «Сложи квадрат», «Дроби», «Кубики для всех», «Сложи узор». Логические блоки Дьенеша — это набор фигур, отличающихся друг от друга цветом, формой, размером, толщиной. В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования-декодирования, а также логические операции «не», «и», «или». В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у малышей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. Палочки Х. Кюизенера. С помощью цветных палочек Х. Кюизенера развивается активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мыслительных задач. Основные особенности этого дидактического материала — абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки X. Кюизенера в наибольшей мере отвечают монографическому методу обучения числу и счету.