Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

ДОП художественной направленности для детей 3-4 лет Чудесная мастерская

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
№ 104 «СЕМИЦВЕТИК» ГОРОДА КАЛУГИ
МБДОУ №104 «Семицветик»

Принята
педагогическим советом
МБДОУ №104 «Семицветик» г. Калуги
протокол №1 от 30.08 2024

Утверждена
приказом
МБДОУ №104 «Семицветик» г. Калуги
от 02.09.2024 № 0209/16 -ОД

Дополнительная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Чудесная мастерская»

Возраст учащихся: 3-4 года
Срок реализации: 1 год (72 часа)

Составил:
Виноградова Юлия Александровна,
педагог-психолог,
Проверил:
28.08.2024г, направил
на рассмотрение
педагогического совета:
Манакина А.А., зам.зав. по ВР

Калуга, 2024

СОДЕРЖАНИЕ
1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка.
1.2. Цель и задачи программы
1.3. Содержание ДОП
1.4. Планируемые результаты освоения ДОП.
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Условия реализации ДОП
2.2. Формы педагогического мониторинга
2.3. Методические материалы
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
4. ПРИЛОЖЕНИЯ

2

1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Актуальность
В процессе реализации программы «Чудесная мастерская» у детей раскрываются и
развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере
свойственны всем детям.
Отличительные особенности, новизна
Целенаправленная деятельность по обучению основным навыкам художественнотворческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества,
становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, уподобление,
обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой,
художественной,

познавательной,

тематического

литературного,

позволяющего

сделать

исследовательской,

музыкального,

занятия

учебной);

фольклорного

доступными,

и

интересными,

использовании

игрового

материала,

содержательными

и

познавательными с применением здоровьесберегающих образовательных технологий.
Особенности организации образовательного процесса
Совместная познавательная, развивающая, художественная деятельность взрослого и
детей.
Программа построена на основе основных принципов, которые
решают современные образовательные задачи с учетом запросов будущего:
1. Принцип деятельности включает ребенка в познавательный процесс.
2. Принцип целостного представления о мире и принцип научности формируется у
детей личностное отношение к полученным знаниям и умение применять их в своей
практической деятельности.
3. Принцип психологической комфортности.
4. Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного
мышления, т. е. понимания возможности различных способов решения
заданий.
5. Принцип творчества (креативности) предполагает ориентацию на творческое
начало в деятельности детей, приобретение ими собственного опыта творческой
деятельности.
Эффективность

занятий

достигается

через

использование

современных

образовательных технологий.
Практическая значимость программы
3

1. способствует концентрации внимания, заставляет сосредоточиться на

процессе

изготовления, чтобы получить желаемый результат;
2. стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку или
аппликацию, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы
изображения;
3. активизирует мыслительные процессы.
В процессе создания изображения у ребенка возникает необходимость соотнесения
наглядных символов со словесным (объяснение нетрадиционных техник рисования,
способов создания коллажа) и перевод их значения в самостоятельные действия
(самостоятельное выполнение работы);
совершенствует изобразительные умения, формирует эстетическое отношение

1.

к окружающему;
развивает

2.

конструктивное

мышление,

творческое

воображение,

художественный вкус.
развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них

3.

совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие
глазомера.
Отличительные особенности программы заключаются в том, что наш детский сад
работает по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.
Васильевой. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного

образования

и

основной

образовательной

программой

дошкольного

образования нами разработана программа по изобразительной деятельности «Чудесная
мастерская». В программе М.А. Васильевой большое внимание уделяется обучению детей
традиционной технике изодеятельности и недостаточно, на наш взгляд, места отводится
нетрадиционной.
Процессы воображения, тесно связанное с эмоциями и всеми психическими
функциями, - восприятием, вниманием, памятью, речью, мышлением, - не только
значительно углубляет и расширяет процесс познания, но и оказывает влияние на
становление личности в целом.
Дошкольный возраст является сензитивным для формирования воображения, в начале,
воссоздающего, а затем и творческого.
Вся

творческая

деятельность

строится

при

активном

участии

воображения.

Способность к воображению не дается человеку с рождения, ее можно и нужно развивать.
Так как воображение начинает складываться в игре и переходит в другие виды деятельности
4

(в т.ч. и изобразительную), то именно изобразительная деятельность дошкольника сможет
стать одним из факторов формирования творческого воображения.
В этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с
радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий
мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие
ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.
Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском
саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность, создающая
условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается
что-то красивое, необычное. Изобразительная деятельность приносит много радости
дошкольникам. Потребность в рисовании заложена у детей на генетическом уровне, копируя
окружающий мир, они изучают его. Как правило, обучение детей рисованию в дошкольном
образовательном учреждении чаще сводится лишь к традиционным способам передачи
полученной информации стандартным набором изобразительных материалов. Но, учитывая
огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, этого недостаточно
для развития творческих способностей. Задача педагога – научить детей манипулировать с
разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать нетрадиционные
способы изображения.
Изобразительная деятельность в дошкольных учреждениях строится на единстве и
взаимосвязи рисования, лепки, аппликации, а также тесно связана с конструированием и
ручным трудом.
Она имеет огромное значение для всестороннего развития ребенка (нравственное,
умственное, эстетическое развитие и воспитание), но особенно велика ее роль в развитии
творческого воображения. Несмотря на различный подход в обучении рисованию, лепке и
т.д., зарубежные и отечественные педагоги придают занятиям изобразительной деятельности
важное значение в развитии личности ребенка. Можно также повысить и мотивацию
детского творчества с помощью использование некоторых нетрадиционных техник
изображения (кляксография, рисование мятой бумагой, ватными палочками,штампами, лепка
из глины, из соленого теста, использование природного и бросового материала и др.), что,
безусловно,

окажет

развивающее

влияние

на

творческое

воображение

младших

дошкольников на занятиях изобразительной деятельности.
Как правило, процессу творчества предшествует длительный период накопления
впечатлений, эмоций. Психологами давно установлена связь между фольклором (а точнее
его красочными и загадочными образами) заложенным в виде архетипов в сознание человека
и развитием воображения ребенка.
5

Образы фольклора, безусловно, являются тем благоприятным материалом для
накопления таких впечатлений, эмоциональных переживаний, могут способствовать
созданию оригинальных изображений, развитию творческого воображения дошкольников.
Поэтому, если на занятиях сочетать различные виды изобразительной деятельности
(рисование, аппликацию лепку),

использовать нетрадиционные способы и техники

изображения, а также использовать систему творческих заданий, например

изображение

фольклорных персонажей, доступных пониманию детей дошкольного возраста (героев
сказок, былин и т.д.), которые востребованы в современной отечественной культурной
традиции, то это будет развивать воображение, восприятие и эмоциональную сферу
дошкольников, а также окажет терапевтическое воздействие на психику ребенка, снимая
нервное напряжение и обеспечивая положительное эмоциональное состояние.
Концептуальной основой данной программы является развитие художественнотворческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовнонравственных качеств путем целенаправленного и организованного здоровьесберегающего
образовательного процесса. Главное, развивая у детей творческие способности в
изобразительной деятельности самим верить, что художественное творчество не знает
ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. Нетрадиционная техника
помогает увлечь детей, поддерживать их интерес к изобразительной деятельности.
Нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные
эмоции.
В современном образовании все больше осознается необходимость решения такой
важнейшей проблемы как здоровьесбережение. В настоящее время возникает необходимость
рассматривать изобразительную деятельность не только как фактор развития личности, но и
как эффективное средство профилактики и коррекции нарушений, сохранения здоровья
детей.
В обучении детей изобразительной деятельности используются здоровьесберегающие
образовательные технологии, принцип которых – построение педагогического процесса с
ориентацией на личность ребенка, что соответствует его благополучному существованию,
обеспечивает комфортность и позитивное психологическое самочувствие ребенка.
Сюда включается правильно подобранная мебель, гигиенические условия в группе,
свежесть воздуха, освещение, эмоциональная разрядка: шутки, использование поговорок,
афоризмов,

положительная

оценка.

Сюда

можно

отнести

приемы

арт-терапии:

использование музыки, стихов, репродукций.
Также важно следить за нагрузкой. В обучении изобразительной деятельности всегда
используются такие здоровьесберегающие технологии как динамические паузы, пальчиковая
6

гимнастика, гимнастика для глаз, упражнения для профилактики осанки и другие,
способствующие здоровьесбережению детей.
Изобразительная деятельность оказывает положительное влияние на здоровье
ребенка. В частности, на физическое развитие: развивает зрительную координацию, мелкую
моторику пальцев рук; в развитии изобразительной деятельности уделяется большое
внимание воспитанию культурно-гигиенических навыков; в процессе изобразительной
деятельности происходит развитие самоконтроля при выполнении правил личной гигиены,
умение самостоятельно устранять непорядок, развитие навыков самообслуживания.
Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в
свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую
широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче. Именно в этом
заключается педагогическая целесообразность программы по изобразительной деятельности
«Чудесная мастерская».
Адресат ДОП дети в возрасте от 3-4 лет
Объём ДОП Объем образовательной нагрузки: 2 занятия в неделю, длительностью не
более 20 мин., согласно рекомендуемому режиму СанПиН 2.4.1.3049-13.
В группу набираются все желающие на основании заявления родителя (законного
представителя), с которым заключается договор на оказание услуг дополнительного
образования. (Приложение№1)
1.2 Цель и задачи ДОП
Цель программы: Создание условий для расширения творческих возможностей
обучающихся 3-4 лет средствами художественной деятельности.
Задачи:


Развивать

творчество

и

фантазию,

наблюдательность

и

воображение,

ассоциативное мышление и любознательность.


Развивать мелкую моторику рук.



Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности,

способность ребенка наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок, запахов и
звуков природы.


Воспитывать у детей способность смотреть на мир и видеть его глазами

художников, замечать и творить красоту.


Воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с взрослым,

с детьми, к собственной деятельности, ее результату.
7



Учить детей способам нетрадиционной техники рисования, последовательно

знакомить с различными видами изобразительной деятельности.


Совершенствовать у детей навыки работы с различными изобразительными

материалами.


Создание комфортного микроклимата, в детском коллективе и в ДОУ в целом.



Совершенствование здоровьесберегающей среды в ДОУ.
1.3. Содержание ДОП

Занятия проводятся в очной форме.
Для освоения программы используются разнообразные приёмы и методы


Наглядные (Демонстрация наглядных пособий);



Практические (Упражнение, экспериментирование;



Объяснительно- иллюстративные;



Репродуктивные;



Частично- поисковые;



Исследовательско - проблемные;



Воспитательные

(Убеждение,

поощрение,

упражнение,

стимулирование,

мотивация)


Игровые (Дидактические игры, ролевые игры, дискуссии);



Словесные (рассказ педагога, беседа).

Формы организации образовательного процесса


Групповая;

Формы организации учебного занятия


Беседа;



Выставка



Галерея;



Игра;



Наблюдение;



Практическое занятие;



Презентация;



Творческая мастерская.

Педагогические технологии


Технология группового обучения;



Технология игровой деятельности;
8



Технология коллективной творческой деятельности;



Здоровьесберегающая технология.

Алгоритм учебного занятия
1. Организационный этап- создание эмоционального настроя в группе;
упражнения и игры с целью привлечения внимания детей; (2-3 минуты)
2. Практический этап- подача новой информации на основе имеющихся данных;
задания

на

развитие

познавательных

процессов

(восприятия,

памяти,

мышления,

воображения) и творческих способностей; отработка полученных навыков на практике; (10
мин.)
4.Динамическая пауза (1-2 минуты)
5. Рефлексивный этап- обобщение нового материала; подведение итогов занятия. (1-2
минуты)
Дидактические материалы


Раздаточные материалы;



Инструкционные карты;



Технологические карты;



Задания;



Упражнения;



Образцы изделий.
1.4. Планируемые результаты освоения ДОП

Система

диагностики

рассчитана

на

получение

необходимой

психолого-

педагогической информации с целью решения в дальнейшем конкретных практических
задач:
-

формирование

и

развитие

отсутствующих

или

недостаточно

развитых

художественно – эстетических способностей;
- целенаправленная деятельность в работе со способными детьми.
Диагностика проходит в два этапа: входная (сентябрь), итоговая (июнь).
Результаты позволяют определить степень усвоения ребенком программных
требований, предъявляемым к детям каждой возрастной группы.
Для проверки знаний ребенка используются следующие методы: беседа, игра,
игровые ситуации, анализ продуктов деятельности. Большое значение при проведении
диагностики имеет наблюдение за ребенком на занятии: проявление им интереса к
рисованию, творчеству, желания заниматься.
9

Способы определения результативности:
Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней
системы оценки: педагогом, администрацией, родителями.
К концу обучения ребенок может:
1.

Эмоционально откликаться на художественные произведения;

2.

Умеет проявлять свои познания;

3.

Проявлять инициативу, рисовать на свободную тему;

4.

Способен

чувствовать

характер

и

изменчивость

природных

явлений,

настроения;
5.

Умеет давать оценку продуктам своей и чужой деятельности;

6.

Может работать творчески, используя нетрадиционные методы и приемы;

7.

Умеет использовать выразительные свойства художественных материалов;

8.

Умеет общаться с педагогом, сверстниками по поводу рассматриваемых на

организованной деятельности проблем.

2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1 Условия реализации ДОП
Помещение, отводимое для занятий, отвечает санитарно-гигиеническим
требованиям: сухое, светлое, тёплое, с естественным доступом воздуха, хорошей
вентиляцией, с площадью, достаточной для проведения занятий. Для проветривания
помещений предусмотрены форточки. Проветривание помещений происходит перед,
и после занятий.
Общее освещение кабинета обеспечено люминесцентными лампами в период,
когда невозможно естественное освещение, что очень важно при подборе цвета и
красок. Стены кабинета окрашены в светлые тона. Столы расположены

таким

образом, чтобы свет падал с левой стороны или слева и спереди рисующего ученика.
Учебно-наглядные

пособия

подготавливаются

к

каждой

теме

занятия.

(Приложение№2)
Информационное обеспечение:
Аудио-, видео-, фото-, интернет источники.
Кадровое обеспечение:
Педагог дополнительного образования , педагог-психолог– Виноградова Юлия
Александровна. Образование – высшее. Категория - высшая.

10

2.2. Формы педагогического мониторинга


Готовая работа;



Журнал посещаемости;



Фотоотчет;



Отзывы детей и родителей.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов



Готовая работа;



Выставка;



Диагностическая карта;



Открытое занятие.

Оценка уровня развития:
0 баллов – данная характеристика не сформирована, а её появление носит случайный
характер (низкий уровень);
1

балл

– характеристика

предполагает

периодическое

проявление,

зависящее

от

особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребёнка и т.д.
(средний уровень);
2 балла – проявляющаяся характеристика является устойчиво сформированной, не зависит от
особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения
ребёнка, успешности или не успешности предыдущей деятельности и т.д. (высокий

2.3 Методические материалы
2.3.1 Материально-техническое оснащение
Учебно-наглядные пособия: муляжи фруктов и овощей; гербарии; изделия декоративноприкладного искусства и народных промыслов; керамические изделия (вазы, кринки и др.)
драпировки; предметы быта (прялка, самовар, подносы и др.)
Материально-техническое обеспечение воспитанников: мольберт; рабочий стол; стулья
палитра; гуашь; акварель; кисти живописные; клей; ножницы; бумага; альбом; карандаши
графические и акварельные Специализированная учебная мебель; мебель для хранения книг,
оборудования.
2.3.2 Дидактико-методический материал
Для реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
художественно-эстетической направленности ИЗО – студия «Чудесная мастерская»
11

сформирован

методический

комплект,

который

постоянно

пополняется.

Учебно-

методический комплект имеет следующие разделы и включает следующие материалы:
Методические материалы для педагога:
Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии мероприятий, памятки.
Комплексы

оздоровительно-профилактических

упражнений,

предотвращающих

и

снижающих утомление обучающихся (для младшего дошкольного возраста);
Диагностический инструментарий:
Методика исследования Л.В.Байбородова.
Методики

А.А.Мелик-Пашаева

«Описание

предмета»,

«Группировка

картинок»,

«Группировка предметов», «Натюрморт» по исследованию способности к эстетическому
обобщению.
Методическая работа в системе дополнительного образования: материал, анализ, обобщение
опыта: пособие для педагогов доп. образования / сост. М.В. Кайгородцева. – Волгоград:
Учитель, 2009 –377 с4.
2.3.3 Формы, методы и приемы обучения
В процессе реализации программы «Чудесная мастерская» дети знакомятся
разнообразными техниками рисования: рисование пальчиками; оттиск печатками из листьев;
тычок жесткой полусухой кистью; оттиск поролоном; рисунки из ладошки; рисование
ватными палочками; восковые мелки + акварель.
Занятия проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса
обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой
и поведенческой (движения, действия и т.п.). Использование игр в обучении детей помогает
активизировать

деятельность

детей,

развивать

познавательную

активность,

наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому,
развивает творческое воображение, образное мышление.
В зависимости от темы, целей и задач конкретного занятия предлагаемые задания могут
быть выполнены индивидуально, парами. Сочетание различных форм работы способствует
приобретению детьми социальных знаний о межличностном взаимодействии в группе, в
коллективе, происходит обучение, обмен знаниями, умениями и навыками.

12

3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.

Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Москва-

Синтез; М.: ТЦ Сфера, 2003. – 96с.; илл.
2.

Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. –

М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 80 с.
3.

Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. –

М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 72 с.
4.

Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-

Синтез, 2008.- 192с.: цв.вкл.
5.

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование,

конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. – М.: «КАРАПУЗДИДАКТИКА», 2008. -144с., 16 л. вкл.
6.

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.

Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных
родителей. – СПб.: КАРО, 2008. – 96 с. + 16 с. цв. вкл.
7.

Пастухова Г.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. (Часть 1 и

2). Издательство «Центр Проблем Детства», 1996.
8.

Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники,

сценарии занятий, планирование / Под ред. Р.Г. Казаковой. М.: Сфера, 2004.
9.

Шкидская И.О. Аппликации из пластилина. – Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 87 с.

10.

Альбомы «Это может ваш малыш»

13

Приложение №1
Направленность

Художественная

Всего

Название

Форма

Объем

программы

организации

реализаци

занятий

и

«Чудесная
мастерская»

Групповая
очная

1 год

Учебная группа
Кол-во

наполня-

групп

емость

2

Возраст

Кол-во

Кол-во

учебных

учебных

часов

в

часов

неделю

год

14

3-4 года

2

72

15

3-4 года

2

72

в

72

14

Приложение№2
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18
19
20

наименование
Изостудия
Бумага альбомная
Карандаши простые
Карандаши цветные
Салфетки
Гуашь
Восковые мелки
Пластилин
Репродукции картин.
Иллюстрации
Баночки для промывания кисти
Тряпочки
Фломастеры
Цветной пластилин
Масляная пастель
Ватные палочки
Штампы
Клей- карандаш
Доска для моделирования
Дополнительные материалы для творчества,
природный и бросовый материал

количество
по количеству детей
по количеству детей
по количеству детей
по количеству детей
по количеству детей
по количеству детей
по количеству детей
по количеству детей
по количеству детей
по количеству детей
по количеству детей
по количеству детей
по количеству детей
по количеству детей
по количеству детей
по количеству детей
по количеству детей

15

Проявляет инициативу, умеет рисовать на
свободную тему

Фамилия,
имя
ребёнка

Умеет общаться с педагогом, сверстниками
по поводу рассматриваемых на
организованной деятельности проблем

Умеет использовать выразительные
свойства художественных материалов

Работает творчески, используя
нетрадиционные методы и приемы

Умеет давать оценку продуктам своей и
чужой деятельности

оригинален в выборе сюжета

Способен чувствовать характер и
изменчивость природных явлений,
настроения, передавать это в своем
творчестве

№

Различает жанры изобразительного
искусства

Эмоционально откликается на
художественные произведения

Приложение №3

Уровни освоения художественного развития дошкольников
3-4 лет

Дата проведения __________________

Педагог дополнительного образования________________________

1.
2.
3.

16

Приложение №4

Содержание

Кол-во
часов

№
заняти
й

1.
2

2.
2

3.
2

4.
2

5.
2

«Игры с зайчиком»
Цель: знакомство с
изобразительными
материалами, правила
работы с краской,
знакомство со
свойствами краски.
«Игры с Ежиком»
Цель: учение умению
рисовать палочками с
краской прямые линии;
использовать обучение
умению выполнять
движения в соответствии
с ритмом музыки,
формирование навыка
шнурования.
«Игры с Мишкой»
Цель: учение умению
рисовать пальцем,
ритмично нанося
отпечаток на бумагу;
обучение умению
выполнять
подражательные
движения в соответствии
с музыкальным ритмом,
умение одевать
предметы на
выступающую
поверхность.
«Игры с Мишкой»
Цель: учение умению
рисовать пальцем
круговыми движениями
на бумаге; обучение
умению выполнять
подражательные
движения в соответствии
с музыкальным ритмом
«Игры с бабочкой»
Цель: знакомство с
пластилином, его
свойствами и правилами
работы с этим
материалом, умению
скатывать пластилин
«колбаской», работать с
природным материалом
(вдавливать горох в
пластилин), умение
складывать целое из
частей.

Используемые материалы,
способ передачи замысла

Тренинг психических процессов и
качеств личности

Волшебный мешочек
«Морковки».
Шнуровка «Морковка»
Музыкальный диск
«Пальчиковые игры»
Рисование пальчиками. Гуашь.

Создание положительного настроя в
группе, развитие речи, внимания,
интереса, умение слышать, развитие
мелкой моторики.

Волшебный мешочек «Яблоки»
Музыкальный диск
«Пальчиковые игры»
Шнуровка «Яблоко»
Рисование палочками. Гуашь.

Создание положительного настроя в
группе, развитие речи, воображения,
внимания, интереса, умение слышать,
развитие мелкой и крупной моторики.

Волшебный мешочек «Грибы»
Втыкалочки «Грибы»
Музыкальный диск
«Пальчиковые игры»
Рисование пальчиками. Гуашь.

Сплочение детского коллектива,
создание положительного настроя в
группе, развитие речи, воображения,
внимания, интереса, умение слышать,
развитие мелкой и крупной моторики.

Надувные воздушные шары
синего, красного и желтого
цвета,
Блоки и альбом Дьенеша
Музыкальный диск
«Пальчиковые игры»
Рисование пальчиками. Гуашь.

Сплочение детского коллектива,
создание положительного настроя в
группе, развитие речи, воображения,
внимания, интереса, умение слышать,
развитие мелкой и крупной моторики,
планирующая функция ума.

Игры Воскобовича «Соты».
Музыкальный диск
«Пальчиковые игры»
Сенсорный ковролиновый
коврик «Бабочки на цветочках»
Лепка из пластилина.

Ознакомление с окружающим миром,
развитие речи, воображения,
внимания, интереса, умение слышать,
развитие мелкой и крупной моторики,
создание положительного
эмоционального настроя в группе,
планирующая функция ума,
ориентировка в пространстве.

17

6.
2

7-8.
2

9.
2

10.
2

11-12.
2

«Игры с рыбками»
Цель: обучение умению
рисовать палочками ,
проводя прямые
вертикальные линии,
формирование умения
выполнять ритмические
движения под музыку,
умение складывать целое
из частей.
«Игры с Куклой
Цель: Обучение умению
рисовать тычком
пальцем, располагать
рисунок линейно на
заранее обозначенной
«Ниточке», умение
налеплять кусочки
пластилина на
обозначенную
поверхность знакомство
с красным цветом,
формирование умения
воспроизводить
подражательные
движения под музыку,
формирование навыка
шнурования.
«Игры со снеговиком»
Цель: Обучение умению
рисовать тычком
палочкой, знакомство с
белым цветом,
формирование умения
воспроизводить
подражательные
движения под музыку,
умение складывать целое
из частей.
«Игры со снеговиком»
Цель: обучение умению
отщипывать кусочки
пластилина от целого,
располагая их на листе
бумаги, продолжение
знакомить детей с белым
цветом, формирование
умения воспроизводить
подражательные
движения под музыку,
умение складывать целое
из частей.
«Игры со Снегурочкой»
Цель: формирование
умения водить хоровод,
выполнять
подражательные
движения в соответствии
с музыкальным ритмом,
разучивание песен и
стихов

Блоки Дьенеша
Музыкальный диск
«Пальчиковые игры»
Дидактическая игра «Рыбалка»
Рисование палочками. Гуашь.

Ознакомление с окружающим миром,
развитие речи, воображения,
внимания, интереса, умение слышать,
развитие мелкой и крупной моторики,
создание положительного
эмоционального настроя в группе,
планирующая функция ума,
ориентировка в пространстве.

Кукла,
Шнуровка «Бусы»
Музыкальный диск
«Пальчиковые игры»
Рисование пальчиком. Гуашь.
Налеп из пластилина «Бусы»

Сплочение детского коллектива,
создание положительного настроя в
группе, развитие речи, воображения,
внимания, интереса, умение слышать,
развитие мелкой и крупной моторики.

Дидактическая игра «Построй
снеговика»
«Снежки»
Музыкальный диск
«Пальчиковые игры»
Рисование «Снег идет»

Ознакомление с окружающим миром,
развитие речи, воображения,
внимания, интереса, умение слышать,
развитие мелкой и крупной моторики,
создание положительного
эмоционального настроя в группе,
ориентировка в пространстве.

Дидактическая игра «Построй
снеговика»
«Снежки»
Музыкальный диск
«Пальчиковые игры»
Лепка «Снег идет». Налеп.

Ознакомление с окружающим миром,
развитие речи, воображения,
внимания, интереса, умение слышать,
развитие мелкой и крупной моторики,
создание положительного
эмоционального настроя в группе,
ориентировка в пространстве.

«Султанчики», «Снежки»,
музыкальное сопровождение.

Создание положительного настроя в
группе, развитие речи, воображения,
внимания, интереса, умение слышать,
ориентировка в пространстве.

18

13.
2

14.
2

15.
2

16.
2

17.
2

18.
2

«В гостях у елочки»
Цель: Обучение
располагать игрушки
определенного цвета,
используя
дидактическую игру
«Укрась елочку», умение
рисовать палочкой,
используя разные цвета
Игры с «Мишкой»
Цель: обучение детей
видеть и подбирать
предметы одинаковые по
цвету, обучение умению
отщипывать кусочки
пластилина от целого,
располагать на бумаге в
ограниченной плоскости.
В подвижной игре
реагировать на сигнал.
«Игры с матрешками»
Цель: развивать
восприятие величины,
формировать умение
рисовать тычком
пальчиком, аккуратно
нанося рисунок на
бумагу, Формировать
умения выполнять
движения под музыку.
«Игры с Обезьянкой»
Цель: продолжать
развивать восприятие
величины, формировать
умение рисовать
круговыми движениями
пальчиком, аккуратно
нанося рисунок на
бумагу, Формировать
навыки шнурования,
умения выполнять
движения под музыку.
«Игры с Обезьянкой»
Цель: продолжать
развивать восприятие
величины, формировать
умение работать с клеем
и природными
материалами, аккуратно
сыпать крупу на бумагу,
намазанную клеем.
Формировать навыки
шнурования, умения
выполнять движения под
музыку.
«Игры с ежиком»
Цель: продолжать
развивать восприятие
величины, знакомство с
желтым цветом, учить
рисовать палочками ,
проводя прямые

Заготовка елочки из картона,
блоки Дьенеша
Музыкальный диск
«Пальчиковые игры»
Рисование палочками. Гуашь.

Ознакомление с окружающим миром,
развитие речи, воображения,
внимания, интереса, умение слышать,
развитие мелкой и крупной моторики,
создание положительного
эмоционального настроя в группе,
ориентировка в пространстве.

Дидактическая игра «Подбери
пару»
Музыкальный диск
«Пальчиковые игры»
Налеп их пластилина «Носок»

Создание положительного настроя в
группе, развитие речи, воображения,
внимания, интереса, умение слышать,
ориентировка в пространстве.

Матрешки,
Ковролиновый сенсорный коврик
«Матрешки»
Музыкальный диск
«Пальчиковые игры»
Рисование палочками. Гуашь.

Сплочение детского коллектива,
создание положительного настроя в
группе, развитие речи, воображения,
восприятия величины, внимания,
интереса, умение слышать, развитие
мелкой и крупной моторики.

Волшебный мешочек «Фрукты»
Шнуровка «Фрукты»
Музыкальный диск
«Пальчиковые игры»
Рисование пальчиками. Гуашь.

Ознакомление с окружающим миром,
развитие речи, воображения,
внимания, интереса, умение слышать,
развитие мелкой и крупной моторики,
создание положительного
эмоционального настроя в группе,
ориентировка в пространстве.

Волшебный мешочек «Фрукты»
Шнуровка «Фрукты»
Музыкальный диск
«Пальчиковые игры»
Аппликация из крупы «Банан»

Ознакомление с окружающим миром,
развитие речи, воображения,
внимания, интереса, умение слышать,
развитие мелкой и крупной моторики,
создание положительного
эмоционального настроя в группе,
ориентировка в пространстве.

Волшебный мешочек «Грибы»
Втыкалочки «Грибы»
Музыкальный диск
«Пальчиковые игры»
Рисование палочками. Гуашь.

Сплочение детского коллектива,
создание положительного настроя в
группе, развитие речи, воображения,
восприятия величины, внимания,
интереса, умение слышать, развитие
мелкой и крупной моторики.

19

19-20.
2

21.

2

22
2

23.
2

вертикальные линии,
формирование умения
выполнять ритмические
движения под музыку,
умение одевать
предметы на
выступающую
поверхность.
«Игры с божьей
коровкой»
Цель: обучение умению
отщипывать кусочки
пластилина от целого,
располагая их на листе
бумаги, продолжение
знакомить детей с
черным цветом, умение
рисовать палочкой,
используя метод тычка,
формирование умения
воспроизводить
подражательные
движения под музыку,
формировать навыки
шнуровки
«Игры с Котенком»
Цель: продолжать
развивать восприятие
величины, соотносить
предметы по величине,
умение рисовать
палочкой круговые
движения краской
разными цветами
,формирование умения
воспроизводить
подражательные
движения под музыку.
«В гостях у Курочки
Рябы»
Цель: привлечь
внимание к
театрализованной
деятельности, умение
слушать произведение
под музыкальное
сопровождение,
обучение умению
отщипывать кусочки
пластилина от целого,
скатывая его в шарик,
закрепление знания
основных цветов, умение
составлять целое из
частей.
«Игры с Курочкой
Рябой»
Цель: Закрепление
знания основных цветов,
умение составлять целое
из частей, формирование
навыка закрашивать

Шнуровка «Божья коровка»
Музыкальный диск
«Пальчиковые игры»
Рисование палочкой. Гуашь.
Налеп из пластилина.

Ознакомление с окружающим миром,
развитие речи, воображения,
внимания, интереса, умение слышать,
развитие мелкой и крупной моторики,
создание положительного
эмоционального настроя в группе,
ориентировка в пространстве.

Дидактическая игра «Кошки и
клубочки». «Моталочки»
Музыкальный диск
«Пальчиковые игры»
Рисование палочкой. Гуашь.

Развитие восприятия величины,
развитие речи, воображения,
внимания, интереса, умение слышать,
развитие мелкой и крупной моторики,
создание положительного
эмоционального настроя в группе,
ориентировка в пространстве.

Игра Воскобовича «Разноцветное
Лукошко»
Музыкальный диск
«Пальчиковые игры»
Лепка из пластилина.

Развитие эмоционального отношения
к произведениям устного народного
творчества, сплочение детского
коллектива, создание положительного
настроя в группе, развитие речи,
воображения, восприятия величины,
внимания, интереса, умение слышать,
развитие мелкой и крупной моторики.

Игра Воскобовича «Разноцветное
Лукошко»
Музыкальный диск
«Пальчиковые игры»
Рисование пальчиком. Гуашь

Ознакомление с окружающим миром,
развитие речи, воображения,
внимания, интереса, умение слышать,
развитие мелкой и крупной моторики,
создание положительного
эмоционального настроя в группе,
ориентировка в пространстве.

20

24.
2

25.
2

26.
2

27.

2

предметы круговыми
движениями , располагая
изображение в
ограниченной
поверхности,
формирование умения
воспроизводить
подражательные
движения под музыку.
«Игры с куклой»
Цель: формировать
навыки личной гигиены,
соотносить предметы по
величине, закреплять
знания об основных
цветах , обучение
умению рисовать
предметы округлой
формы, формирование
умения воспроизводить
подражательные
движения под музыку.
«Игры с Зайчиком»
Цель: обучение умению
раскатывать пластилин
между ладонями,
формирование умения
воспроизводить
подражательные
движения под музыку.
«Игры с Зайчиком»
Цель: формировать
умение рисовать тычком
пальчиком, аккуратно
нанося рисунок на
бумагу, Формировать
умения выполнять
движения под музыку.
«Игры с птичками»
Цель: обучение детей
находить и подбирать
одинаковые картинки,
учить слушать
музыкальные
произведения разного
жанра, формировать
умения выполнять
движения под музыку,
формирование навыка
закрашивать предметы
круговыми движениями,
располагая изображение
в ограниченной
поверхности,
формировать умение
работать с клеем и
природными
материалами, аккуратно
сыпать крупу на бумагу,
намазанную клеем.

Мыльные пузыри, холодная и
горячая вода, мыло.
Музыкальный диск
«Пальчиковые игры»
Рисование палочками. Гуашь

Ознакомление с окружающим миром,
развитие речи, воображения,
внимания, интереса, умение слышать,
развитие мелкой и крупной моторики,
создание положительного
эмоционального настроя в группе,
ориентировка в пространстве.

Волшебный мешочек
«Морковки». Музыкальный диск
«Пальчиковые игры»
Лепка из пластилина

Ознакомление с окружающим миром,
развитие речи, воображения,
внимания, интереса, умение слышать,
развитие мелкой и крупной моторики,
создание положительного
эмоционального настроя в группе,
ориентировка в пространстве.

Волшебный мешочек
«Морковки». Музыкальный диск
«Пальчиковые игры»
Рисование пальчиками. Гуашь.

Ознакомление с окружающим миром,
развитие речи, воображения,
внимания, интереса, умение слышать,
развитие мелкой и крупной моторики,
создание положительного
эмоционального настроя в группе,
ориентировка в пространстве.

Дидактическая игра «Птицы»
Дидактическая игра «Зернышки
для птички»
Музыкальный диск
«Пальчиковые игры»
Рисование пальчиками. Гуашь.
Аппликация «Зерна»

Ознакомление с окружающим миром,
развитие речи, воображения,
внимания, интереса, умение слышать,
развитие мелкой и крупной моторики,
создание положительного
эмоционального настроя в группе,
ориентировка в пространстве.

21

28
2

29
2

30.
2

31
2

32.
2

«В гости к сказке» Репка.
Цель: привлечь
внимание к
театрализованной
деятельности, умение
слушать произведение
под музыкальное
сопровождение,
формирование навыка
закрашивать предметы
круговыми движениями,
закрепление желтого и
зеленого цветов, умение
составлять целое из
частей, формировать
умения выполнять
движения под музыку,.
«Игры с бабочкой»
Цель: формировать
умения выполнять
движения под музыку,
формировать умение
рисовать тычком
пальчиком, аккуратно
нанося рисунок на
бумагу, закрепляя
основные цвета, умение
составлять целое из
частей.
Игры с Ежиком»
Цель: формирование
навыка шнурования,
обучение умению
отщипывать кусочки
пластилина от целого,
располагая их на листе
бумаги, закреплять
знание о красном цвете,
в подвижной игре
реагировать на сигнал.
Игры с Ежиком»
Цель: формирование
навыка шнурования,
обучение рисованию
тычком пальчиком,
располагая их на листе
бумаги, закреплять
знание о зеленом цвете, в
подвижной игре
реагировать на сигнал.
«Игры с Мышкой»
Цель: учить находить
одинаковые цвета из
множества, формировать
умение работать с клеем
и природными
материалами, аккуратно
сыпать крупу на бумагу,
намазанную
клеем.формировать
умения выполнять
движения под музыку.

Настольный театр «Репка»
Дидактическая игра «Репка»
Музыкальный диск
«Пальчиковые игры»
Рисование пальчиками. Гуашь.

Развитие эмоционального отношения
к произведениям устного народного
творчества, сплочение детского
коллектива, создание положительного
настроя в группе, развитие речи,
воображения, восприятия величины,
внимания, интереса, умение слышать,
развитие мелкой и крупной моторики.

Дидактическая игра «Собери
бабочку»
Ковролиновый сенсорный коврик
«Бабочка»
Музыкальный диск
«Пальчиковые игры»
Рисование пальчиками. Гуашь.

Сплочение детского коллектива,
создание положительного настроя в
группе, развитие речи, воображения,
восприятия величины, внимания,
интереса, умение слышать, развитие
мелкой и крупной моторики.

Ковролинвый сенсорный коврик
«Ежик в лесу»
Шнуровка «Яблоко»
Музыкальный диск
«Пальчиковые игры»
Лепка из пластилина

Ознакомление с окружающим миром,
развитие речи, воображения,
внимания, интереса, умение слышать,
развитие мелкой и крупной моторики,
создание положительного
эмоционального настроя в группе,
ориентировка в пространстве.

Ковролинвый сенсорный коврик
«Ежик в лесу»
Шнуровка «Яблоко»
Музыкальный диск
«Пальчиковые игры»
Рисование пальчиками. Гуашь.

Ознакомление с окружающим миром,
развитие речи, воображения,
внимания, интереса, умение слышать,
развитие мелкой и крупной моторики,
создание положительного
эмоционального настроя в группе,
ориентировка в пространстве.

Дидактическая игра «Спрячь
мышонка»
Музыкальный диск
«Пальчиковые игры»
Аппликация «Сыр»

Ознакомление с окружающим миром,
развитие речи, воображения,
внимания, интереса, умение слышать,
развитие мелкой и крупной моторики,
создание положительного
эмоционального настроя в группе,
ориентировка в пространстве.

22

33
2

Всего

«Игры с Мишкой»
Цель: учить находить
одинаковые картинки из
множества, формировать
умение работать с клеем
и мятой бумагой, умение
составлять целое из
частей.формировать
умения выполнять
движения под музыку.

Дидактическая игра «Фрукты и
ягоды»
Музыкальный диск
«Пальчиковые игры»
Аппликация «Клубничка»

Сплочение детского коллектива,
создание положительного настроя в
группе, развитие речи, воображения,
восприятия величины, внимания,
интереса, умение слышать, развитие
мелкой и крупной моторики.

72

23

Рецензия
на дополнительную общеразвивающую программу
художественной направленности
«Чудесная мастерская»
муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения № 104 «Семицветик» города Калуги

Составитель программы:
Виноградова Ю.А., педагог-психолог,
педагог дополнительного образования.
Дополнительная общеразвивающая программа
Программа)

соответствует

«Чудесная мастерская» (далее

Уставу учреждения, действующим

нормативно-правовым

документам, требованиям к содержанию дополнительного образования детей дошкольного
возраста. Данная программа не дублирует основную образовательную программу
дошкольного учреждения .

Программа предназначена для занятий с детьми младшего

дошкольного возраста.
Программа реализуется в групповой форме в течение учебного года, с
периодичностью проведения занятий 2 раза в неделю. Срок реализации программы 1 год.
Стиль

изложения

четкий,

доказательный,

логичный.

Материал

изложен

профессионально грамотно: отмечается логика, последовательность, аргументированность,
системность, научно-методическая обоснованность.
Новизна программы

заключается в целенаправленной деятельности по обучению

детей раннего и младшего возраста основным навыкам художественно-творческой
деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению
таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение,
которые

делают

художественной,

возможными

усложнения

познавательной,

тематического

литературного,

позволяющего

сделать

видов

исследовательской,

музыкального,

занятия

всех

учебной);

фольклорного

доступными,

деятельности
и

интересными,

(игровой,

использовании

игрового

материала,

содержательными

и

познавательными с применением здоровьесберегающих образовательных технологий.
Программа актуальна, так как ориентирована на социальный заказ - запрос
родителей, и представляет собой систему взаимосвязанных занятий, направленных на
24

формирование у детей

индивидуальных художественных способности, которые в той или

иной мере свойственны всем детям.
Структура программы соответствует требованиям, предъявляемым к составлению
программ дополнительного образования. Программа носит целостный характер, выделены
структурные части, основные компоненты представлены внутри частей, согласованы цели,
задачи и способы их достижения. В программе прописаны формы, методы работы,
особенности организации образовательного процесса, учтены возрастные физиологические и
психологические особенности детей. Основной формой организации образовательной
деятельности является игра. Основные темы занятий раскрыты в календарно-тематическом
плане.
Содержание программы разработано в соответствии с требованиями программ
нового поколения и составлено с учётом опыта работы педагога.
Список рекомендуемой литературы достаточен, доступен для адресата.
Заключение
Дополнительная общеразвивающая программа «Чудесная мастерская» пригодна для
дошкольного образовательного учреждения, соответствует современным требованиям,
рекомендована для реализации в рамках дополнительного образования.

Рецензент:

Манакина А.А., зам.зав. по ВР

25


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных, подробнее- в политике конфиденциальности.


Документом, определяющим  политику в отношении обработки персональных данных является 

Политика в отношении обработки персональных данных в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении № 104 «Семицветик» города Калуги.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».