МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 104 «СЕМИЦВЕТИК» ГОРОДА КАЛУГИ МБДОУ №104 «Семицветик» Принята педагогическим советом МБДОУ №104 «Семицветик» г. Калуги Калуги протокол № 1 от 30.08 2024 Утверждена приказом МБДОУ №104 «Семицветик» г. от 02.09.2024 № 0209/16 –ОД Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Путешествие в сказку» Возраст учащихся: 5-6 лет Срок реализации: 1 год (72 часа) Составил: воспитатель Лагутина Екатерина Евгеньевна, проверил 28.08.2024г., направил на рассмотрение педагогического совета: Манакина А.А., зам.зав. по ВР Калуга, 2024 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1. Пояснительная записка. 1.2. Цель и задачи программы 1.3. Содержание ДОП 1.4. Планируемые результаты освоения ДОП. 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. Условия реализации ДОП 2.2. Формы педагогического мониторинга 2.3. Методические материалы 3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 4. ПРИЛОЖЕНИЯ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1 Пояснительная записка Актуальность Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и людях; зародит стремление в нем самому нести в жизнь прекрасное и доброе. В театрализованных играх представлениях с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, походка разыгрываются определенные литературные произведения. Дети не только знакомятся с его содержанием, воссоздают конкретные образы, но и учатся глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения. Театрализованные игры способствуют развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического). Программа позволит развить эмоционально-волевую сферу дошкольников, творческие способности детей средствами театрального искусства. Необходимо сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, радостью творчества. Навыки, полученные в театрализованной деятельности, дети смогут применять и в повседневной жизни. Творчество в работе с детьми дает возможность развивать одновременно всех детей, независимо от уровня их подготовленности. Нельзя ориентироваться на среднего ребенка, тем самым тормозя развитие одаренных детей. Театральные игры позволяют развиваться каждому в удобном для него темпе. Занимаясь с детьми театрализованной деятельностью, мы основываемся на представлениях выдающегося русского психолога Л.С. Выготского: «Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества; важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом выражении его воплощении». Данная программа направлена на художественно - эстетическое развитие детей средствами театрально-игровой деятельности и соответствует принципу развивающего образования, целью которого является художественно - эстетическое развитие ребенка, а также программа сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости. Важнейшим условием эффективности программы является определение ее ценностных ориентиров Отличительные особенности и новизна Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности. В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано распределение их в соответствии с психолого-педагогическими особенностями этапов дошкольного детства. Предусмотрено поэтапное использование отдельных видов детской творческой деятельности (песенной, танцевальной, игровой) в процессе театрального воплощения. Составление программы основывалось на следующем научном предположении: театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развиваются символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции Адресат ДОП программа создана для воспитанников старшей группы (5-6 лет) В возрасте 5-6 лет ребенок обладает существенными возможностями для проявления себя в театральном творчестве. Происходит дальнейшее развитие высшей нервной деятельности ребенка, повышается работоспособность нервной системы, появляется способность активного мышления. Становится достаточно развитой речь, дети свободно высказывают свои суждения о содержании художественного произведения. Формируется система оценок, восприятие становится целенаправленным. Зачисление детей на программу осуществляется на основе свободного выбора, в соответствии с интересами и потребностями. Программу могут осваивать все желающие, без учета уровня стартовых знаний, умений. Объём ДОП занятия проводятся 2 раза в неделю во вторую половину дня по 25 минут для детей (5-6 лет). Объем и срок освоения программы: программа рассчитана на 1 год обучения (сентябрь- май), общее количество учебных часов для освоения программы по 72 часа в год. Форма обучения: очная. Особенности организации образовательного процесса: групповая работа, количество детей в группе может варьироваться от 10-15 человек. Программа составлена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. 1.2. Цель и задачи программы Цель: развитие сценического творчества детей дошкольного возраста средствами театрализованных игр и игр-представлений. Задачи: Воспитывать у детей доброжелательное поведение, создавать благоприятные условия для развития эмоционально-волевой сферы. Последовательно знакомить детей с различными видами театра. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа,моделировать навыки социального поведения в заданных условиях. 1.3. Содержание ДОП В содержание курса включено пять основных раздела: Малышам о театре – раздел призван обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. Актёрское мастерство – направлено на развитие актёрской игры, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях. Сценическая речь - объединяет игры и упражнения, на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словом, развивающие образную связную речь, творческую фантазию. Сценическое движение – объединяет упражнения и тренинги по развитию координации движений рук и ног; ритмики и пластики движений Постановка спектакля – включает в себя всю работу над спектаклем: знакомство с пьесой и обсуждение, распределение ролей, репетиции спектакля (эпизоды, сводная, генеральная, прогонная), показ на зрителе. Воспитательная работа – включает в себя мероприятия не входящие в учебную программу и нацелены на сплочение коллектива, знакомство и приобщение к традициям и имиджу объединения. Принципы построения обучения и развития дошкольников на занятиях кружка по художественно-эстетическому развитию Принцип гуманизации. Является основополагающим, т.к. предусматривает переоценку всех компонентов педагогического процесса в свете человекообразующих функций. Основное в педагогическом процессе – развитие и воспитание ребенка. Принцип психологической комфортности. Создание психологической защищенности каждому ребенку, приближение условий к домашней обстановке. Принцип активности, стимулирующий активность и познавательную деятельность ребенка. Форма организации занятий – фронтальные (подгрупповые и индивидуальные), праздники, развлечения, спектакли, театрализованные действия. Типовые, которые включают следующие виды деятельности: театрально-игровую, ритмопластику, художественноречевую, театральную азбуку (элементарные знания о театральном искусстве). Доминантные - доминирует один из указанных видов деятельности. Комплексные используется синтез искусств, дается представление о специфике видов искусства (театр, хореография, поэзия, музыка, живопись), о современных технических средствах (аудио-, видеоматериалы). Объединяются все виды художественной деятельности, чередуются, находятся черты близости и различия в произведениях, средствах выразительности каждого вида искусства, по-своему передающих образ. Интегрированные, где в качестве стержневого вида деятельности выступает не только художественная, но и любая другая деятельность. Модель образовательного процесса 1 блок. Специально организованные занятия. Занятия в соответствии с планом. Проводятся с группой, подгруппой, индивидуально с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. 2 блок. Совместная деятельность. Беседы, этюды, артикуляционная гимнастика, народные игры, индивидуальная работа, тренинги, посещение театров города, изготовление атрибутов. 3 блок. Самостоятельная деятельность. Сюжетно-ролевые, дидактические игры, посещение с родителями театральных постановок, изобразительная деятельность. Примерная структура образовательной деятельности: ритмическая разминка: задания, способствующие эмоциональному настрою, развитиюумения владеть своим телом; речевая разминка: упражнения на дикцию и артикуляцию; упражнения, этюды на развитие речевой интонации (по одному, диалоги, с использованием кукол, шапочек-масок и др.); упражнения на мимику и жесты; этюды на развитие воображения, фантазии, творчества; поэтапное разучивание спектакля (отдельные сценки, диалоги и т.д.); по ходу образовательной деятельности уточняется знание детей о театре как виде искусства. Все части образовательной деятельности могут выстраиваться в разной последовательности. Это зависит и от возрастной группы детей, времени года (начало, середина, конец учебного года) и, главное, от задач, которые ставит педагог. 1.4 Планируемые результаты К концу реализации ДОП Ребенок 5- 6 лет соотносит художественный образ и средства выразительности, характеризующие его, пробовать себя в разных ролях; создавать творческую группу для подготовки и проведения спектаклей, использует все имеющиеся возможности; выстраивать линию поведения в роли, использует атрибуты, детали костюмов; свободно чувствовать себя в роли, импровизирует; с желанием выступать перед сверстниками, родителями и другими гостями; владеть интонационной выразительностью речи; выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвует в чтении текста по ролям, в инсценировках. 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1 Условия реализации ДОП Материально-техническое обеспечение: Для занятий по программе требуются: проветриваемое помещение площадью не менее 30 м2; устройство для воспроизведения музыкальных файлов, в т.ч. записанных в формате МР3; ширма; разные виды театров (би-ба-бо, пальчиковый, на фланелеграфе, настольный); уголок ряженья; устройство для воспроизведения видео-файлов, экран; иллюстрации и фотоматериалы; костюмы, маски; аксессуары; музыкальные инструменты; предметы заместители. Информационное обеспечение: компьютер с выходом в интернет Кадровое обеспечение реализацию программы образования Лагутина Е.Е. осуществляет педагог дополнительного 2.2 Формы педагогического мониторинга Оценочные материалы: наблюдение за сформированностью умений и навыков (Приложение 1) Оценка качества освоения программы: Эффективность проводимой работы с детьми определяется с помощью диагностической таблицы, которая предусматривает педагогическую оценку развития навыков театрализованной деятельности. Основа педагогической - диагностической таблицы, помогает определить уровень усвоения ребенком знаний и оценить их по трехбалльной шкале. Итоговая диагностика развития детей в процессе театрализованной деятельности основана на методике Т.С. Комаровой. Ключевой метод отслеживания - наблюдение позволяет выявить как положительные результаты, так и нерешенные проблемы, скорректировать дальнейший план, наметить перспективу работы всей группы и проведения индивидуальных занятий. Оценка эффективности работы (диагностика) Мониторинг детского развития проводится в 2 раза в год (в сентябре, мае). Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком программы и влияние на развитие ребенка. В процессе обследования используются методы: наблюдение, беседа, изучение результатов деятельности (изучение рисунков, конструкций, практических действий по театрализации), обсуждение нравственно - этических ситуаций из художественных произведений или из личного опыта, проблемная ситуация. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов проводится без прекращения образовательного процесса. Основным видом контроля на всех этапах обучения является показ спектакля. Промежуточный – праздники, конкурсы; итоговый – открытые занятия, спектакли. Формой подведения итогов: выступление на праздниках, участие в конкурсах по типу «Петрушка собирает друзей», инсценирование сказок, показ спектакля как итогового образовательного результата. 2.3 Методические материалы Для реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Театрализованная деятельность» используются следующие методические материалы: Методическая литература для проведения занятий по театрализованной деятельности; Календарно-тематический план; Наглядные пособия (иллюстрации, картины, альбомы, фотографии); Информационные носители (диски); Игры, стихи, загадки по темам занятий; Ресурсы информационных сетей по методике проведения занятий и подбору дидактического материала; Разные виды кукольных театров (настольный, би-ба-бо, теневой, театр масок, пальчиковый, театр на фланелеграфе, театр марионеток, театр игрушек); Методические рекомендации для педагогов и родителей по развитию театрализованных способностей детей дошкольного возраста 5-6 лет. 2.3.1 Материально-техническое оснащение Для занятий по программе требуются: проветриваемое помещение площадью не менее 30 м2; устройство для воспроизведения музыкальных файлов, в т.ч. записанных в формате МР3; ширма; разные виды театров (би-ба-бо, пальчиковый, на фланелеграфе, настольный); уголок ряженья; устройство для воспроизведения видео-файлов, экран; иллюстрации и фотоматериалы; костюмы, маски; аксессуары; музыкальные инструменты; предметы заместители. 2.3.2 Дидактико-методический материал Музыкально-дидактические игры: Три цветка (Д/и на определение характера героя) Три медведя (Д/и для развития чувства ритма) День рождения (Д/и на определение характера музыки) Удивительный светофор (Д/и на усвоение характера музыки) Вот так, зайцы! (Д/и на усвоение характера музыки) Музыкальное окошко (Д/и на определение высоты звучания голоса и узнавание музыкального инструмента) Солнышко (Д/и на определение высоты звуков, расположения нот на нотном стане) Веселые гудки (Д/и для развития чувства ритма) Музыкальная поляна (Д/и на закрепление знаний о длительности звуков; составление простых попевок) Цветик-семицветик (Д/и на развитие памяти и музыкального слуха) Домик-крошечка (Д/и на закрепление знаний детей о постепенном движении мелодии вверх и вниз) Веселый паровозик (Д/и на закрепление знаний о длительности звуков) Музыкальный секрет (Д/и на закрепление пройденного материала по пению, слушанию музыки и определение жанров (танец, марш, песня) и характера музыкальных произведений) Поможем Дюймовочке (Д/и на закрепление пройденного музыкального материала) Музыкальные птенчики (Д\и на закрепление знаний о высоте звука (высокий низкий), развитие детского творчества) Воздушные шары (Д/и на закрепление знаний о длительности звуков) 2. Иллюстрации, картины, альбомы 3. Музыкальные инструменты 4. Аудио-видео кассеты 5. Информационные носители (диски) 6. Костюмы 7. Атрибуты, декорации 8. Игрушки, ширмы 9. Проектор, экран 10.Разные виды кукольных театров (настольный, би-ба-бо, теневой, театр масок, пальчиковый, театр на фланелеграфе, театр марионеток, театр оригами, театр игрушек). 2.3.3 Формы, методы и приемы обучения Игра, метод игровой импровизации (служащий мостом между играми ребенка в быту и искусством актера), инсценировки и драматизация, объяснение, чтение взрослого, показ, личный пример, беседы, просмотр видеофильмов, презентаций, разучивание произведений устного народного творчества, обсуждение, наблюдения. 3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание. 2015. № 4. Антипина, ЕА. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии: методическое пособие / Е. А. Антипина. - 2-е изд., перераб. - Москва: Сфера, 2009. – 128 с. Белобрыкина О.А. Волшебный мир домашнего театра / О.А. Белобрыкина. – Москва: Знание, 1999. – 189 c. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду : Пособие для работников дошк. учреждений / Маханева М.Д. – Москва: Сфера, 2001. – 125 с. Нахимовский А. М. Театральное действо от А до Я : пособие для кл. руководителей / А. М. Нахимовский; худ. С. О. Вашакидзе, Т. Ю. Жуков. – Москва: АРКТИ, 2002. – 120 с. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. – Москва: Школьная Пресса. – 2003. – 128 с. Приложение 1 Оценочные материалы Методические рекомендации проведения диагностики по театрализованной деятельности. Владеет выразительностью речи: Цель: уточнить произношение звуков, чѐткое артикулирование их в звукосочетаниях и словах; выявить умение отчѐтливо произносить фразы, используя интонацию целого предложения и умение регулировать силу голоса и темп речи. Задание №1 Материал: скороговорка Маша шла, шла, шла И игрушку нашла: Кошку, матрѐшку, шишку, мартышку. Мышку, машинку, пушку, зайчишку, Шар, неваляшку, катушку, лягушек, - Кто потерял столько игрушек? Методика проведения: предложить ребѐнку повторить скороговорку. Задание №2 Методика проведения: Исполнить песенку козы из сказки «Волк и семеро козлят», то от лица Козы, то от лица Волка: Козлятушк, ребятушки, Отомкните, отворитесь, Ваша мать пришла, Молочка принесла… Задание №3 Методика проведения: Предложить ребѐнку задавать вопросы от лица Михаила Ивановича, Настасьи Петровны и Мишутки из сказки «Три медведя», так, чтобы слушатели смогли догадаться, кто из медведей спрашивает, и как они относятся к тому, о чѐм спрашивают. Оценка результатов: 3 балла – творческая активность ребѐнка, его самостоятельность, быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослых, ярко выраженная эмоциональность. 2 балла – эмоциональная отзывчивость, интерес, но ребѐнок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор. 1 балл – малоэмоционален, не активен, не способен к самостоятельности. 2. Способность сопереживать героям сказок, эмоционально реагируя на поступки действующих лиц. Цель: выявить умение детей выражать различные эмоции и воспроизводить отдельные черты характера. Задание №1. Методика проведения: Представьте раннее утро. Вчера вам подарили новую игрушку, вам хочется везде еѐ носить с собой. Например, на улицу. А мама не разрешила. Вы обиделись (губки «надули»). Но это же мама – простили, улыбнулись (зубы сомкнуты). Задание №2. Методика проведения: Весенний снеговик, которому весеннее солнце напекло голову, испуганный, ощущает слабость и недомогание. Задание №3. Методика проведения: Представьте себя собачкой в будке. Серьѐзная собачка. Ага, кто-то идѐт, надо предупредить (рычим). Задание №4. Методика проведения: На носочках я иду –Маму я не разбужу. Ах, какой искристый лѐд, А по льду пингвин идѐт. Оценка результатов: 3 балла – ребѐнок выполняет задание без помощи взрослого, быстро осмысливает его, эмоционально отзывчив. 2 балла – ребѐнок эмоционально отзывчив, но затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор. 1 балл – малоэмоционален, не активен, не способен к самостоятельности. 3. Умение вживаться в создаваемый образ, используя мимику, жесты, движения. Задание №1. «Лисичка подслушивает» Методика проведения: Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут Котик с Петушком, и подслушивает, о чѐм они говорят. Поза: ногу выставить вперѐд, корпус тела слегка наклонить вперѐд. Выразительные движения: голову наклонить в сторону (слушать, подставляя ухо), взгляд направить в другую сторону, рот полуоткрыт. Задание №.2. «Вкусные конфеты» Методика проведения: У девочки в руках воображаемая коробка конфет. Она протягивает еѐ по очереди детям. Они берут по одной конфете и благодарят девочку, потом разворачивают бумажки и кладут конфету в рот. По ребячьим лицам видно, что угощение вкусное. Мимика: жевательные движения, улыбка. Задание №3. «Цветок» Методика проведения: Тѐплый луч солнца упал на землю и согрел семечко. Из него проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветочек на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая головку вслед за солнцем. Выразительные движения: сесть на корточки, голову и руки опустить, поднять голову, распрямить корпус, руки поднять в стороны, затем вверх – цветок расцвел, голову слегка откинуть назад, медленно поворачивать еѐ вслед за солнцем. Мимика: глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены. Оценка результатов: 3 балла – ребёнок быстро осмысливает задание, точно и выразительно его выполняетбез помощи взрослых. 2 балла – ребёнок эмоционально отзывчив, но затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор. 1 балл - ребёнок не активен, не способен к самостоятельности. Приложение №2 Календарный учебный график занятий с детьми 5-6 лет № п/п Месяц Форма занятия Кол- во часов Тема занятия Форма контроля 1. Сентябрь ООД 4 2. Сентябрь ООД 4 3. Октябрь ООД 4 4. Октябрь ООД 4 5. Ноябрь ООД 4 6. Ноябрь ООД 4 7. Декабрь ООД 4 8. Декабрь ООД 4 9. Январь ООД 4 10. Январь ООД 4 Ритмопластика Отработка движений и текста сказки «Морковь-Любовь». Наблюдение 11. Февраль ООД 4 Культура и техника речи Дикция. Скороговорки. Репетиция. Наблюдение 12. Февраль ООД 4 13. Март ООД 4 14. Март ООД 4 15. Апрель ООД 4 16. Апрель ООД 4 Основы театральной культуры Постановка сказки «Морковь-Любовь». Театральная игра Сочинение этюдов по сказкам. Импровизация игры - драматизации на темы знакомых сказок. Ритмопластика Пластическая импровизация Культура и техника речи Работа над дикцией и произношением. Стихи и скороговорки. Основы театральной культуры Театральный словарь: Сцена, занавес, кулисы, задник, партер, амфитеатр, балкон, гардероб, фойе, буфет, антракт Наблюдение Театральная игра. Знакомство с «Художественным словом» Наблюдение Ритмопластика. Свободная импровизация. Игры. Жесты. Упражнения в попеременном напряжении и расслаблении основных групп мышц. Наблюдение Культура и техника речи Речевое дыхание, правильная артикуляция, дикция, четкое произношение слов. Веселые слова и фразы Наблюдение Основы театральной культуры Знакомство с видами театрального искусства: драматические, музыкальные (опера, балет, оперетта) и кукольным театром. Наблюдение Театральная игра Знакомство со сказкой «Морковь-любовь». Наблюдение Ритмопластика Пластиковая импровизация. Жесты. Наблюдение Культура и техника речи Техника речи. Дыхание. Громкость. Тембр. Наблюдение Основы театральной культуры Театр и профессии в нем. Наблюдение Театральная игра Изготовление костюмов к сказке «МорковьЛюбовь». Репетиция сказки «Морковь-Любовь» на сцене. Инсценировка Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение 17. Май ООД 4 Театральная игра Творческие игры со словами. Наблюдение 18. Май ООД 4 Ритмопластика Пластическая импровизация Наблюдение Всего 72 часа Рецензия на дополнительную общеразвивающую программу художественной направленности «Путешествие в сказку» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 104 «Семицветик» города Калуги Составитель программы: Лагутина Е.Е., воспитатель Дополнительная общеразвивающая программа Программа) соответствует Уставу учреждения, «Путешествие в сказку» (далее действующим нормативно-правовым документам, требованиям к содержанию дополнительного образования детей дошкольного возраста. Данная программа не дублирует основную образовательную программу дошкольного учреждения. Программа предназначена для занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Программа реализуется в групповой форме в течение учебного года, с периодичностью проведения занятий 2 раза в неделю. Срок реализации программы 1 год. Стиль изложения четкий, доказательный, логичный. Материал изложен профессионально грамотно: отмечается логика, последовательность, аргументированность, системность, научнометодическая обоснованность. Программа имеет художественную направленность, затрагивает образовательные области художественно-эстетическую и речевого развития, представляет собой систему взаимосвязанных занятий. Данная программа актуальна, так как театрализованные игры способствуют развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественноречевого, музыкально-игрового, танце- вального, сценического). Новизна состоит в том, что в программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано распределение их в соответствии с психолого-педагогическими особенностями этапов дошкольного детства. Предусмотрено поэтапное использование отдельных видов детской творческой деятельности (песенной, танцевальной, игровой) в процессе театрального воплощения. Структура программы соответствует требованиям, предъявляемым к составлению программ дополнительного образования. Программа носит целостный характер, выделены структурные части, основные компоненты представлены внутри частей, согласованы цели, задачи и способы их достижения. В программе прописаны формы, методы работы, особенности организации образовательного процесса, учтены возрастные физиологические и психологические особенности детей. Основной формой организации образовательной деятельности является игра. Основные темы занятий раскрыты в календарно-тематическом плане. Содержание программы разработано в соответствии с требованиями программ нового поколения и составлено с учётом опыта работы педагога. Список рекомендуемой литературы достаточен, доступен для адресата. Заключение Дополнительная общеразвивающая программа «Путешествие в сказку» дошкольного образовательного учреждения, соответствует рекомендована для реализации в рамках дополнительного образования. Рецензент: Манакина А.А., зам.зав. по ВР современным пригодна для требованиям,