Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности для детей 6-7 лет «Шаги к пятеркам»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
№ 104 «СЕМИЦВЕТИК» ГОРОДА КАЛУГИ
МБДОУ №104 «Семицветик»

Принята
педагогическим советом
МБДОУ №104 «Семицветик» г. Калуги
протокол № 1 от 30.08 2024

Утверждена
приказом
МБДОУ №104 «Семицветик» г. Калуги
от 02. 09. 2024 № 0209/16 -ОД

Дополнительная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Шаги к пятеркам»
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год (105 часов)

Составил:
воспитатель Потапова Татьяна Петровна,
Проверил 28.08.2024г., направил на рассмотрение
педагогического совета:
Манакина А.А., зам.зав. по ВР

Калуга, 2024

СОДЕРЖАНИЕ
1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка.
1.2. Цель и задачи программы
1.3. Содержание ДОП
1.4. Планируемые результаты освоения ДОП.
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Условия реализации ДОП
2.2. Формы педагогического мониторинга
2.3. Методические материалы
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
4. ПРИЛОЖЕНИЯ

2

1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Актуальность: Обучение в школе – это переломный момент в жизни ребенка. С него
начинается новый этап в его развитии. Меняются образ жизни ребенка, условия его
деятельности, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. И очень часто причиной
неуспеваемости, повышенной тревожности и школьных неврозов является неготовность
ребенка к систематическому школьному труду. Для того чтобы снизить уровень трудностей
адаптационного периода, необходимо изменить целевые ориентиры образовательной
деятельности в процессе дошкольной подготовки.
А это значит, что для успешного обучения детей в школе важны:
- психологическая готовность ребенка (познавательный интерес, определенный
уровень развития мышления, внимания, памяти, речи, коммуникативных и творческих
способностей, навыков самоконтроля),
- содержательная - по основным дисциплинам (математика, обучение грамоте и др.);
-

эмоционально-волевая

готовность

—

адекватное

ситуации

эмоциональное

реагирование, определенный уровень произвольности психических процессов (способность
выполнять работу по инструкции и образцу, умение управлять собой, вести себя в
соответствии с ситуацией);
- личностная готовность – понимание новой социальной позиции, наличие мотивов
для учения, желание учиться, интерес к учебным занятиям, умение ориентироваться на
заданную систему требований, правил поведения; способность работать в группе
сверстников и устанавливать контакт со взрослыми.
Для решения этих проблем была создана дополнительная общеразвивающая
программа «Шаги к пятеркам» (программа по подготовке детей к школе), которая имеет
социально-коммуникативную

направленность,

затрагивает

образовательные

области

познавательного и речевого развития.
Программа выстроена в систему увлекательных игр и упражнений ребенок научиться
читать, начнет писать, постигнет азы математики, поможем развить память (слуховую,
зрительную, долговременную) и логику. Программа позволяет не только обеспечить
количество определенных представлений у дошкольника при подготовке к школе, но и
сформировать у них качественные мыслительные способности, а также подготовить его к
новой социальной роли школьника. На протяжении дошкольного возраста происходят
значительные изменения в восприятии, внимании, мышлении, памяти детей. Эти процессы
из непроизвольных превращаются в произвольные, и поэтому становится возможным
формирование

предпосылок

будущей

учебной

деятельности

детей,

а

главное

–
3

формирование психологической готовности к обучению – интереса и потребности в
познании нового, трудолюбия, способности к волевым усилиям.
Отличительные

особенности,

новизна

программы

заключается

в

том,

что

планирование занятий ведётся с учетом индивидуальных особенностей воспитанников,
осуществляется в малых подгруппах. Главное отличие рабочей программы в том, что ее
содержание разработано с учетом преемственности в обучении между программами
дошкольного образования и начального звена школы. При реализации программы
используются новые формы развивающего обучения, при которых синтезируются элементы
познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия, которые диктуют
современные требования к дошкольному образованию.
Формой осуществления образовательного процесса является очная работа с учебной
группой, с постоянным составом, составленным по возрастному принципу (дети от 6 до 7
лет).
Адресат ДОП дети в возрасте от 6 -7 лет
Объём ДОП
Название и продолжительность
занятия

Периодичность Количество
в неделю
часов в неделю

Подготовка к обучению грамоте, обучению чтения и
2 раза
графическому изображению букв, слогов и слов 25-30 мин.
Математическое развитие 25-30 мин.
1 раз
Итого 105 часов

2 часа
1 час

Формы обучения
Занятия являются комплексными, охватывают все стороны интеллектуального развития
ребенка, включают в себя:
- разнообразные пальчиковые игры и упражнения;
- введение игрового персонажа;
- экспериментирование, моделирование, занимательные упражнения;
- графические, фонематические, грамматические игр;
- игры на развитие внимания, памяти;
- физкультминутки;
- веселые дидактические игры;
- самостоятельная деятельность в рабочих тетрадях;
- игровые упражнения на развитие мелкой моторики и координации движений руки;
- занятия на освоение специальных учебных знаний и навыков.
Формы занятий
Игровые занятия для активизации воображения, внимания, восприятия:
4

- анализ, классификация предметов;
- обобщение по заданному признаку;
- сравнение и выделение главного;
- простые умозаключения;
- действия по предложенной схеме-алгоритму.
Игровые занятия для развития математических способностей:
- овладение счетными операциями;
- формирование представлений о форме, величине, пространстве и времени;
- сравнение количества предметов;
- освоение количественного и порядкового счета (последнему уделяется особое внимание);
- решение арифметических задач и примеров на сложение и вычитание.
1.2 Цель и задачи ДОП
Цель

программы:

формирование

мотивации

учения,

ориентированной

на

удовлетворение познавательных интересов; развитие речи и произвольности психических
процессов; подготовка к умению читать слоги, слова, предложения; развитие интереса детей
к математике в процессе ознакомления с количеством и счетом, изменением и сравнением
величин, пространственными и временными ориентировками.
Задачи:
1. Обучающие задачи:
1.1. Формировать умение проводить звуко - буквенный анализ: учить делить слова на
слоги; различать звуки (гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие
согласные); соотносить звук и букву; определять ударный слог; составлять предложение из
двух, трех, четырех слов.
1.2. Развивать умение правильно составлять слова из букв и слогов, читать слоги,
слова.
1.3. Развивать графические навыки с целью подготовки руки ребенка к письму
(«печатание» букв, слов и предложений»).
1.4. Совершенствовать выразительность речи: пользоваться высотой и силой голоса,
темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями; выработка дикции.
1.5. Формировать умение
принимать учебную задачу и решать ее самостоятельно.
1.6. Формировать навыки самоконтроля и самооценки выполненной работы.
1.7. Формировать и развивать навыки счета, знакомить с понятием числа;
1.8. Формировать геометрические понятия и отношения;
5

1.9. Формировать и развивать пространственные и временные представления;
1.10. Знакомить с понятием «величина» и ее измерением;
1.11. Формировать и развивать основы конструирования и моделирования;
1.12. Формировать и развивать исследовательскую и экспериментальную
деятельность.
2. Развивающие задачи:
2.1 Развивать фонематический слух: развивать способность дифференцировать звуки;
развивать умение слышать отдельные звуки в словах, определять место заданного звука в
слове; интонационно выделять звуки в слове и произносить их изолированно.
2.2. Развивать мелкую моторику и зрительно-двигательную координацию;
2.3. Развивать произвольность психических процессов;
2.4. Развивать образное и вариативное мышление, воображение, творческие
способности;
2.5. Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, классификация, сравнение,
обобщение, абстрагирование, сериация);
2.6. Развивать познавательные интересы;
2.7. Развивать интеллектуальные способности;
2.8. Развивать правильную, точную, лаконичную математическую речь.
3. Воспитательные задачи:
3.1. Воспитывать умения устанавливать отношения со сверстниками и взрослыми,
видеть себя глазами окружающих.
3.2.

Воспитывать

трудолюбие,

дисциплинированность,

сосредоточенность,

аккуратность;
3.3. Воспитывать волю, терпение, настойчивость;
3.4. Воспитывать культуру общения, поведения, коммуникабельности,
1.3. Содержание ДОП
Модифицированная программа «Шаги к пятеркам»» детей старшего дошкольного
возраста представлена 2-мя направлениями:
- первое направление - «Подготовка к обучению грамоте, обучению чтения и
графическому изображению букв, слогов и слов», составленное и разработанное на основе
программ и пособий: Дуровой Н.В., Невской Л.Н. «Обучение дошкольников грамоте»;
Колесниковой Е.В. Журовой Е.Н., Варенцовой Н.С., «От звука к букве», учебного пособия
«Букварь» Жуковой Н. С.; Филичевой Л.Н. «Развитие графических навыков»

- второе направление - «Математическое развитие», составленное на основе
программ и пособий: Л.Г.Петерсон, Н.П. Холиной «Раз – ступенька, два – ступенька.
6

Практический курс математики для дошкольников» и парциальная общеобразовательная
программа дошкольного образования «Формирование элементарных математических
представлений у дошкольников» / К. В. Шевелев. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.
В данной программе работа с дошкольниками строится на основе следующей
системы дидактических принципов:
- Создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессобразующих
факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности);
- Новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его
детьми (принцип деятельности);
- Обеспечивается возможность разноуровневого обучения детей, продвижения
каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса);
- При введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и
явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире);
- У детей формируется умение осуществлять собственный выбор на основании
некоторого критерия (принцип вариативности).
- Процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта
творческой деятельности (принцип творчества).
Ведущей идеей первого направления данной программы является выработка у детей
умений ориентироваться в звуко-буквенной системе родного языка и на этой основе –
развитие интереса и способностей к чтению. Последовательное усвоение понятий «слово»,
«звук», «слог», «буква», «предложение» в различных игровых упражнениях формирует у
ребенка осознание речи, ее произвольности.
Ведущей идеей второго направления программы является развитие познавательного
интереса к математике через ознакомление детей с различными областями математической
действительности.
1.4. Планируемые результаты освоения ДОП
По направлению «Подготовка к обучению грамоте» к концу учебного года ребенок
должен:
- Знать буквы русского алфавита.
- Печатать буквы русского алфавита в клетке.
- Понимать и использовать в речи термины «звук», «буква».
- Определять место звука в слове в начале, в середине и в конце слова.
- Различать гласные, согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие
согласные звуки
7

- Пользоваться графическим обозначением звуков (гласные – красный квадрат,
твердые согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зеленый квадрат)
- Соотносить звук и букву.
-Определять ударный слог, ударную гласную и обозначать соответствующим
значком.
- Проводить звуковой анализ слов
- Читать слоги, слова, простые предложения, небольшие тексты.
- Правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «слово», «предложение».
По направлению «Математическое развитие» к концу учебного года ребенок
должен уметь:
-Выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и
совокупностей.
- Объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между
частью и целым.
- Находить части целого и целое по известным частям.
- Сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар,
уравнивать их двумя способами.
- Считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться
порядковыми и количественными числительными.
- Сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10.
- Называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа.
- Определять состав чисел первого десятка на основе предметных действий.
- Соотносить цифру с количеством предметов.
- Продолжать знакомство с натуральным рядом чисел, с местом каждого числа в
ряду, с понятием «числа-соседи» (до20)
- Закреплять понятия: последующее, предыдущее число (до20)
- Измерять длину предметов непосредственно и с помощью мерки, располагать
предметы в порядке увеличения и в порядке уменьшения их длины, ширины, высоты.
- Узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, цилиндр, конус,
пирамиду и находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.
- В простейших случаях разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые
фигуры из этих частей.
- Выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе
клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине).
8

-Называть части суток, последовательность дней в неделе, последовательность
месяцев в году.
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1 Условия реализации ДОП
Материально-техническое обеспечение
Курс «Обучение грамоте. Обучение чтению».
Занятия проводятся в помещениях групп, оборудованных и освещённых в
соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями. Помещение оснащено детской
мебелью, маркерными досками, демонстрационным и раздаточным материалом. Содержание
демонстрационного и раздаточного материала соответствует возрастным требованиям и
требованиям программы.
Имеется следующий демонстрационный и раздаточный мат
2. Магнитная азбука (демонстрационная);
3. Касса букв и слогов (раздаточный материал);
4. Карточки для совершенствования техники чтения с рисунком на одной стороне и
названием этого предмета на другой; со словами; предложениями; текстом;
5. Кубики «Мои первые буквы», «Весёлый алфавит»;
6. Плакаты «Алфавит», «Алфавит для малышей»;
7. Наглядный материал: игрушки, муляжи, шнурочки, природный материал,
бросовый материал;
8. Наборы серий сюжетных картинок для развития связной речи;
9. Таблицы для чтения слогов, слов;
10. Букварь Н.С. Жукова
Курс «Математическое развитие»
Занятия проводятся в помещениях групп, оборудованных и освещённых в
соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями. Помещение оснащено детской
мебелью, маркерными досками, демонстрационным и раздаточным материалом. Содержание
демонстрационного и раздаточного материала соответствует возрастным требованиям и
требованиям программы.

1.

Карандаши, ручки, тетради

2.

Счетные палочки,

3.

Магнитная доска, магниты- цифры и знаки
9

4.

Доска, мел

5.

Набор пластмассовых геометрических фигур "Танграмм"

6.

Развивающая игра "Собери цифру"

7.

Развивающая игра "Цифры в пазлах"

8.

Цветная бумага, бархатная бумага, альбомы

9.

Нити разной длины

10.

Макеты часов

11.Приборы для экспериментирования и опытов (посуда, колбы)
12.Комплекты рабочих тетрадей:
– основной: «Считаем до 20», «Готовимся к школе. Части 3, 4», «Прописи по
математике. Части 1 и 2», «Проверочные работы по математике», «Энциклопедия
интеллекта»; тетради-планшеты «Пиши и стирай с крокодилом Дилли» и «Пиши и стирай с
жирафом Гектором»;
– дополнительный: «От цифры к цифре», «Логика. Сравнение. Счет», «Развивающие
задания», «Подготовлен ли ребенок к школе по математике», «Открывая в школу дверь».
13. Комплекты рабочих тетрадей «Раз ступенька, два ступенька» Л.Г. (1 и 2 части).
Информационное обеспечение:
Аудио-, видео-, фото-, интернет источники.
Кадровое обеспечение:
Воспитатель Потапова Т.П. Образование – высшее. Категория - высшая.
2.2. Формы педагогического мониторинга
Курс Математическое развитие
Итоговый мониторинг осуществляется в конце года, и его результаты заносятся в
таблицу.
Для заполнения таблицы каждый воспитатель может выбрать свою шкалу оценок,
которая может быть:
– словесной (достаточный уровень, допустимый уровень, критический уровень);
– цветовой (зеленый цвет, желтый цвет, красный цвет);
– с применением условных обозначений.
Приведем пример использования цветовой шкалы:
красный цвет — малыш отлично усвоил материал, выполнил все задания безошибок,
чисто и аккуратно;
зеленый цвет — дошкольник хорошо знает материал, но есть некоторые неточности
в ответах, не все задания выполнены чисто и аккуратно;
10

желтый цвет — знания поверхностные;
белый цвет — ребенок ничего не знает по данной теме.
Для проведения итоговых проверок и заполнения соответствующих граф в итоговой
таблице автор предлагает использование рабочих тетрадей с диагностическими заданиями
для каждой возрастной группы («Тесты-задания по математике для детей 7 лет»,
«Подготовлен ли ребенок к школе по математике?»). Исследование уровня математического
развития детей проводится по следующим разделам Программы: «Графические задачи»,
«Геометрические

понятия»,

«Количество

и

счет»,

«Величина»,

«Ориентировка

в

пространстве», «Ориентировка во времени», «Логические задачи»
Итоги выполнения каждого задания сразу вносятся в таблицу результатов.
(см. Приложение №1)
После того как дети выполнят все задания и таблица будет целиком заполнена,
необходимо подсчитать количество красных, зеленых и желтых квадратов. В соответствии с
их количеством проводится анализ результатов диагностики и даются рекомендации (см.
рабочие тетради с диагностическими заданиями).
Курс обучение грамоте. Обучение чтению.
Методика выявления уровня знаний звуко-слоговой структуры, грамматического
строя и культуры речи.
Методика выявления уровня знаний в разделе «Фонетика» включает в себя задания
на дифференцирование гласных и согласных звуков, выделение гласного звука в начале
слова, дифференцирование согласного звука в начале и конце слова, дифференцирование
согласных звуков по твёрдости - мягкости, звонкости-глухости, звуковой анализ слов.
В разделе «Грамматический строй речи» даются задания на составление рассказа по
сюжетной картинке, составление схемы предложения, в разделе лексика – на умение
подбирать антонимы, истолковывать значение слов, группировку слов, понимание значения
фразеологических единиц.
Критерии оценки: 3 балла – полный ответ; 2 балла – анализ с ошибками; 1 балл –
ответ с помощью воспитателя; 0 – отсутствие ответа.
В результате суммы полученных баллов делается вывод: 20-24 балла – высокий
уровень, 10-20 баллов – средний, 5-10 баллов – низкий уровень освоения программы.
2.3 Методические материалы
В педагогике дошкольного возраста основные методы обучения – игровые. В
данной дополнительной образовательной программе используются игровые, наглядные,
словесные методы развития детей. Дидактическое обеспечение программы Оборудование:
11

Ноутбук, медиапроектор, экран, музыкальный центр, разрезная азбука Наглядные пособия:
Слоговые таблицы; таблицы для чтения, картинки – образы букв, схема для слияния букв.
Раздаточный материал: Поисковые таблицы слов, разрезная азбука, рабочие тетради,
слоговые таблицы.
2.3.1 Материально-техническое оснащение
Разнообразный дидактический материал (подвижная азбука (наборное полотно и карточки с
буквами, с цифрами); фланелеграф; индивидуальные разрезные наборы букв и цифр;
картинки с цветным изображением звуков (красный – гласный, синий- согласный, зеленыйсогласный мягкий); предметные картинки для составления предложений и задач; сюжетные
картинки для составления рассказов; тетради в клетку; мнемотаблицы; рабочие листыпрописи букв, цифр).
1. Комплект методических пособий к программе «От звука к букве" Колесникова Е. В.:
2. Сценарий учебно-игровых занятий к рабочим тетрадям для детей 6- 7 лет
3. Дидактический комплект «От звука к букве», «Цифр»;
4. Рабочая тетрадь "Читаю и пишу", «Раз – ступенька, два - ступенька»;
5. Поля слов, анаграммы по технологии Буракова Н.Б.
2.3.2 Дидактико-методический материал
«Буквы и слоги», «Слова и предложения» - тетрадь дошкольников по обучению грамоте С.Е.
Гаврина, Н.Л. Кутявина; «Изучаем грамоту» тетрадь с заданиями для развития детей часть
1,2 С.В. Бурдина; «Чему учит клеточка» тетрадь с заданиями Т.С. Голубина; «Читаем сами»
В.Г. Горецкий, Л.Ф. Шанько; «Тренажер по чтению» С.Е. Гаврина; «Игры и упражнения для
подготовки детей к школе» С.П. Жукова
2.3.3 Формы, методы и приемы обучения
Работа проводится фронтально всей группой с использованием игровых технологий
с использование тетрадей на печатной основе. Использование рабочей тетради каждым
ребенком имеет большое значение так как:
- позволяет широко применять наглядный метод обучения и проблемно – поисковый
метод;
-обеспечивает максимальный уровень фонематических, звуко

– буквенных,

графических средств, который создает предпосылки перехода к чтению;
- создает условия для ориентировочно – исследовательской деятельности детей, что
достигается через систему словесно - зрительных действий, способствуя развитию внимания,
памяти, мышления, речи и математических способностей.

12

3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Азбука-читалочка. Рабочая тетрадь. – М., 2009
2. Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических
представлений в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
3. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждений. – М., 1993
4. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. – М., 1991
5. Волина В.В. Праздник числа. Занимательная математика для детей. – М., 1993.
6. Ерофеева Т.И., Новикова В.П., Павлова Л.Н. Дети у истоков математики.
Спецкурс: методика обучения математике. – М., 1994.
7. Журова Е.Н., Варенцова Н.С., Дурова Н.В. Невская Л.Н. Обучение дошкольников
грамоте. – М.: Школа-Пресс, 1998 .
8. Запоминаю буквы. Рабочая тетрадь. М.: Ювента, 2001
9. Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. Сценарии
учебно-игровых занятий. М.: Ювента, 2001
10. Колесникова Е.В. Программа «От звука к букве». Обучение грамоте детей
11.Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз – ступенька, два – ступенька... Практический курс
математики для дошкольников. Методические рекомендации. – М.: Ювента, 2006
12.Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений
у детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 1974
13. К.В. Шевелев «Готовимся к школе» БИНОМ 2020

13

Приложение №1
Результаты выполнения ребенком диагностических заданий
Диагностическое
задание
тест
Графические задачи

Тест 1

Тест 2

Тест 3

Тест 4

Тест 5

Тест 6

Тест 7

Тест 8

Геометрические понятия
Количество и счет
Величина
Ориентировка в
пространстве
Ориентировка во
времени
Логические задачи
СВОДНАЯ ТАБЛИЦА Уровень готовности к обучению грамоте в ДОУ по
программе дополнительного образования «Шаги к пятёркам» Дата 20____г.
№ Фамилия,
п/

имя

п

ребёнка

Фонематический

Звуко - словоговой

слух

анализ

Придумай

Отбери

Определ

Слоговая

слово на

картинки

и место

схема

заданный

с задан.

звука в

звук

звуком

слове

Чтение
побуквен

послоговое слитное

ное

14

Приложение №2
Курс обучение грамоте. Обучение чтению.

сентябрь

Месяц

№
НОД

Тема НОД

Количество
часов

1
2

Для чего мы говорим? Игра «Пол-слова за вами» Речь.
Игра: «Опиши предмет». Кто больше назовет свойств и
использование предмета.
Общение, его формы (словесные и несловесные)
Игра 4 «Догадайся, что показал» - пантомима.
Понятия Предложение, Слово, Слог.
Деление на слоги.
«Мир слов, окружающих нас»
«Как хорошо уметь читать»
Многообразие слов, слова звучат по-разному и похоже,
ознакомление с простейшим моделированием.
«Предложение»
«Слова. Слоги. Ударение»
«Гласные и согласные звуки»
Знакомство с терминами «звук», «буква»
«Встреча Звука и Буквы»
Слова и слоги. Деление слов на слоги. Определение количества
слогов в слове (работа по схемам).
«Повторение пройденного»
(контрольные упражнения, тесты, составление
схем, схематические диктанты).
Звук и буква А. Обозначение гласного звука.
Звук и буква О
Звук и буква У
Звук и буква Ы
Звук и буква Э
«Звук и буква «И»»
«Звуки и буквы «А», «О», «У», «Ы» «Э»»
Чтение сочетания «АУ» «УА» «ИА» «УАУ» «ИАУ»
Предложение. Слова и слоги. Деление слов на слоги. Определение
количества слогов в слове
Звуки и буквы. Гласные, согласные. Работа со схемами.
Обозначение согласного звука, определение мягкого и твердого
звука (работа со схемами).
Звуки[М]и [М'], определение мягкого и твердого звука. Чтение
слогов: ам, ум, ом, им, ым, эм. Чтение слогов: ма, му, мы, мо, ми.
Чтение слов: мама, мимо, му-му, графическое изображение буквы и
слогов
Звуки[С] и [С'], и буква С, чтение слогов, определение мягкого и
твердого звука. Чтение слогов: ас, ос, ус, ис, са, со, су, сы, сэ, си
Чтение слов: совы, бусы, сова, сани, косы, носы, сады, киса, соки,
гуси; графическое изображение буквы и слогов.
Звуки [З] и [З'], буква З
Чтение слогов: аз,уз, из, оз, за, зузо, зы, зэ, зи
Чтение слов: зубы, тазы, козы, ваза, газон, бизон, музыка, низина,

1
1

3
4
5
1
2-3

октябрь

3-4

5
6
7

Ноябрь

8

9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

декабрь

19

20

21

1
1
1
1
2
2

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1

15

22

23

24

25

26

27

январь

28

29

30

31

32

33

34

мимоза, Зина; графическое изображение буквы и слогов
Звуки [Б] и [Б'], буква Б
Чтение слогов: аб, об, уб, иб, ба, бо. бу, бэ, бы, би. Чтение слов: бум,
бом, бам, бим; графическое изображение буквы и слогов
Звуки [Ф] и [Ф'], буква Ф
Чтении слогов: аф, уф, иф, оф, фа, фо, фу, фы, фэ, фи.Чтение
слов: Фома, Фима, фифа, миф, пуф, Уфа, мифы; графическое
изображение буквы и слогов
Звуки [В] и [В'], буква В
Синтез слогов: ва, во, ву, вы, вэ, ви
Синтез слов: ива, увы, ивы, Вова, Вовы, пава, вам; графическое
изображение буквы и слогов
Звуки [Д] и [Д'], буква Д
Чтение слогов: ад, од, уд, ид, да, до, ду, ды, дэ, ди. Чтение
слов: дома, дата, дубы, Дима, вода, дама, дума, мода, ода, иди;
графическое изображение буквы и слогов
Звуки [Т] и [Т'], буква Т
Чтение слогов: ат, от, ут, ыт, эт, ит,та, ту, ти, то, та. Чтение слов: :
боты, бита, вата, Тима, фото, Тата, Тома, маты, это, эти;
графическое изображение буквы и слогов
Звуки [Г] и [Г'], буква Г
Синтез слогов: аг, уг, иг, ог, га, го, гу, гы, гэ, ги. Синтез слов: гага,
губа, губы, годы, ноги, нуга, Гога, бумага, гамак, гам; графическое
изображение буквы и слогов
Звуки [К] и [К'], буква К
Чтение слогов: ак, ук, ок, ык, эк, ик, ка, ку, ко, ки, кы. Чтение
слов: Капа, мука, Кама, кума, Куба, маки, кино, куда, кипа, Ника;
графическое изображение буквы и слогов
Звук [Н], [Н'] и буква Н
Синтез слогов: ан, он, ун, ын, эн, ин, на, но, ну, ни, ны.Синтез
слов: Ната, Нина, мина, тина, пони, пан, тон, нам, Дон, туман;
графическое изображение буквы и слогов
Звуки [Р] и [Р'], буква Р, определение мягкого и твердого звука.
Синтез слогов: ар.ур, ир, ор, ра, ро, ру, ры, рэ, ри. Синтез
слов: руки, роза, рабы, ранка, дорога, гром, кран, барабан, рис, риск;
графическое изображение буквы и слогов
Звуки [Л] и [Л'], буква Л
Чтение слогов: ал, ул, ол, эл, ыл, ил, ла, ло, лу, лы, ли. Чтение
слов: лак, лама,лапа, лупа, луна, лужа, мыло, лопата, полка;
графическое изображение буквы и слогов
Звук [Ш] и буква Ш
Синтез слогов: аш, иш, уш, ош, ша, шу, шо, шэ, ши. Чтение слов:
шаги, шипы, шина, шуба, Маша, Даша, Миша, шапка, мышка,
камыши; графическое изображение буквы и слогов
Звук [Ж] и буква Ж
Чтение слогов: аж, иж, ож, уж,жа, жу, жо, жи, жэ. Синтез
слов: жаба, ножи, кожа, вижу, хожу, жатва, пижама, вожди, вожак,
жди; графическое изображение буквы и слогов
Звук [Ч'] и буква Ч
Чтение слогов: ач, оч, уч, эч, ич, ча, чу, чи, чо. Чтение слов: чай,
часы, туча, дача, чайка, дочка, очки, бочка, чижик, бочонок;

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

16

35

36

37

38

39

февраль

40

41

42
43

44

45

март

46

47

48

графическое изображение буквы и слогов
Звук [Ц] и буква Ц
Синтез слогов: ац, оц, уц, эц, ыц, иц, ца, цо, цу, ци, цы. Чтение
слов: овцы, овца, цыпа, нал, цокот, цапка, цикада, цинга, цинк,
синица; графическое изображение буквы и слогов
Звук[Х] и [Х'], и буква Х, чтение слогов, небольших слов,
определение мягкого и твердого звука.
Чтение слогов: ах, ох, ух, эх, ых, их
Чтение слов: хата, муха, тихо, духи, ухо, уха, эхо, мох, хохот, хобот;
графическое изображение буквы и слогов.
Звук [Щ'] и буква Щ, чтение слогов: ащ, ош, ущ, эщ, ыщ, ищ,
ща,щу,щэ,що
Чтение слов: щи, ищи, пища, щука, пищит, овощи, тащи, тащит,
угощу, ищу; графическое изображение буквы и слогов.
Звук[Й'] и буква «Й»; Чтение слогов: ай, ой, уй, эй, ый, ий;
Чтение слов: дай, лай, майка, сайка, зайка, сойка, Зойка, мойка,
байка, лайка; графическое изображение буквы и слогов.
Буква «Е» звуки [Й' Э]Слова для чтения: ем, еда, Ева, Егор, пена,
Вера, небо, сено, перо, лес; графическое изображение буквы и
слогов.
Буквы «Я» звуки [Й' А] Чтение слов: Яша, Яна, мясо, яблоко, яма,
яхта, ярко, ясно,
няня, ястреб; графическое изображение буквы и слогов.
Буква «Ю» и звуки [Й' У] Чтение слов: юла, юг, Юля, Нюра, юбка,
Юра, люк, союз, Люба, юрта
Чтение слов: юла, юг, Юля, Нюра, юбка, Юра, люк, союз, Люба,
юрта; ; графическое изображение буквы и слогов

1

1

1

1
1
1
1

Буква «Ё» звуки [Й' А] Чтение слов: ёж, ёрш, ёлка, мёд, лён, тётя,
Сёма, Лёня, чёлка, котёл; ; графическое изображение буквы и слогов
Буквы «Ь» и «Ъ»; Слова для чтения (с «ь»): пень, мать, боль, топь,
рысь
Слова для чтения (с «ъ»): съел, въехал, подъехал, объехал, съела
Буквы «Ь» и «Ъ»; Слова для чтения (с «ь»): пень, мать, боль, топь,
рысь
Слова для чтения (с «ъ»): съел, въехал, подъехал, объехал, съела

1

Читаем предложения с изученными буквами
- чтение предложений из двух-трёх слов;
-учить анализировать прочитанные предложения
- графическое изображение
Дифференциация С-З в словах-паронимах. Чтение слов суп-зуб, сояЗоя, сайка-зайка и т.д.; звуковой анализ; (чтение таблиц);
графическое изображение. Чтение Л.Н. Толстого «Рассказы о
детях»(крупный шрифт).
Дифференциация С-З в одном слове: засуха, зависть, засыпать,
застегнуть, сазан, стрекоза, слезть; звуковой анализ; (чтение таблиц);
графическое изображение. Чтение Л.Н. Толстого «Рассказы о
детях»(крупный шрифт).
Дифференциация С-Ц в словах-паронимах: сок-цок, свести-цвести,
степной-цепной, сели-цели, светик-цветик и т.д.; звуковой анализ;

1

1
1

1

1

1
17

(чтение таблиц); графическое изображение. Чтение Л.Н. Толстого
«Рассказы о детях»(крупный шрифт).
49
Дифференциация З-Ж в словах-паронимах: узы-ужи, возы-вожжи,
коза-кожа, везу-вяжу; звуковой анализ; (чтение таблиц); графическое
изображение. Чтение Л.Н. Толстого «Рассказы о детях»(крупный
шрифт).
50
Дифференциация С-Ш в словах-паронимах: усы-уши, мыс-мышь,
посол-пошел, стык-штык, плюс-плюш; звуковой анализ; (чтение
таблиц); графическое изображение. Чтение Л.Н. Толстого «Рассказы
о детях»(крупный шрифт).
51
Дифференциация К-Г в словах-паронимах: калина-Галина, кол-гол,
косить-гасить, глас-класс, код-год (чтение таблиц); звуковой анализ;
графическое изображение. Чтение Л.Н. Толстого «Рассказы о детях»
(крупный шрифт).
52
Чтение таблиц, чтение текстов. Определение кол-во предложений в
тексте, слов в предложении.
53-54 Чтение таблиц, чтение текстов. Определение кол-во предложений в
тексте, слов в предложении.
55-56 Чтение таблиц, чтение текстов. Определение кол-во предложений в
тексте, слов в предложении.
57
Чтение таблиц, чтение текстов. Определение кол-во предложений в
тексте, слов в предложении.
58-59 Чтение таблиц, чтение текстов. Определение кол-во предложений в
тексте, слов предложении.
60
Составление цепочки слов, определение ошибок в тексте.
Графические диктанты.
Чтение таблиц, чтение текстов. Работа над лексическим значение
слов.
63-67 Чтение и составление слогов по разрезной азбуке; отчетливое
произнесение слов; чтение текстов, понимание смысла
прочитанного
67-70 Чтение и составление слогов по разрезной азбуке; отчетливое
произнесение слов; чтение текстов, понимание смысла
прочитанного
71
«Читаем сами» показ открытого занятия родителям.

май

61-62

1

1

1

1
2
1
1
2

1
2
2

1

1

Праздник « Скоро в школу»
71
Курс Математическое развитие
№
НОД

1
2
3
4
5

Тема НОД
Свойства предметов. Форма, размер
Сравнение предметов и совокупностей.
Сравнение предметов. Знаки «=» и «≠»
Сложение совокупностей. Знак «+».
Пространственные отношения: на, над, под, выше, ниже.

о сентябрь
к
т
я
б
р
ь

Месяц

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
18

ноябрь
декабрь

6
7
8
9
10
11
12

Пространственные отношения: слева, справа
Вычитание совокупностей. Знак «-»
Пространственные отношения: между, посередине, внутри, снаружи
Число 1. Цифра 1.Число 2. Цифра 2. Дни недели.
Точка. Линия. Прямая и кривая линии. Отрезок. Луч.
Число 3. Цифра 3. Состав числа 3.Счет до трех. треугольник
Число 4. Цифра 4. Состав числа 4. Счет до четырех. Квадрат.

1
1
1
1
1
1
1

13
14

Числовой отрезок. Сложение и вычитание на числовом отрезке.
Число 5. Цифра 5. Состав числа 5. Сравнение чисел. Знаки «>» «<».
Порядковый счет
Число 6. Цифра 6. Состав числа 6. Отношения: раньше, позже.
Числовой ряд.
Число 6. Цифра 6. Состав числа 6. Свойства предметов. Цвет.
Число 7. Цифра 7. Состав числа 7. Короче, длиннее, одинаковой
длины.
Число 8. Цифра 8. Состав числа 8. Овал.
Число 9. Цифра 9. Состав числа 9. Толще, тоньше, одинаковой
толщины.
Числа от 1 – 9.
Прямоугольник.
Число 0. Цифра 0. Закрепление
Число 10. Состав числа 10. Старше, младше.
Состав чисел 2-10. Графические работы. Слева, справа.
Состав чисел 2-10. Графические работы. Вверху, внизу.
Состав чисел 2-10. Графические работы. Использование предлогов:
на, в, под, между.
Решение простых задач. Решение примеров. Выше, ниже,
одинаковой высоты.
Решение простых задач. Порядковый счет. Пересечения.
Решение простых задач. Проверочная работа.
Решение простых задач. Ориентировка по плану.
Счет до 20. Графические задачи.
Проверочная работа
Числа от 11 до 20. Десяток.
Проверочные тесты
Показ открытого занятия для родителей.

1
1

15

январь

16
17
18
19

февраль
март

26
27
28
29
30
31
32
33
34

май

21
22
23
24
25

апрель

20

ИТОГО

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34
105

19

Рецензия
на дополнительную общеразвивающую программу
социально-гуманитарной направленности
«Шаги к пятеркам»
муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения № 104 «Семицветик» города Калуги
Составитель программы:
Потапова Т.П.,
Воспитатель
Дополнительная общеразвивающая программа
Программа)

соответствует

Уставу учреждения,

«Шаги к пятеркам» (далее

действующим

нормативно-правовым

документам, требованиям к содержанию дополнительного образования детей дошкольного
возраста. Данная программа не дублирует основную образовательную программу
дошкольного учреждения и программу начального обучения в школе.

Программа

предназначена для занятий с детьми старшего дошкольного возраста.
Программа реализуется в групповой форме в течение учебного года, с
периодичностью проведения занятий 2 раза в неделю. Срок реализации программы 1 год.
Стиль

изложения

четкий,

доказательный,

логичный.

Материал

изложен

профессионально грамотно: отмечается логика, последовательность, аргументированность,
системность, научно-методическая обоснованность.
Новизна программы состоит в том, что она предполагает использование современных
педагогических технологий, позволяющих активизировать деятельность и мыслительные
процессы ребёнка, включить его в изменившуюся социальную среду. Программа отражает
требования не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня
Программа

имеет

социально-коммуникативную

направленность,

затрагивает

образовательные области познавательного и речевого развития, представляет собой систему
взаимосвязанных занятий, направленных на формирование у детей необходимого уровня
психологической и мотивационной готовности к обучению в школе, общению со
сверстниками и педагогами.
20

Данная программа актуальна, так как ориентирована на социальный заказ - запрос
родителей, а также ориентирована на развитие произвольности внимания и поведения,
направлена на преодоление последствий возрастного кризиса детей старшего дошкольного
возраста.
Структура программы соответствует требованиям, предъявляемым к составлению
программ дополнительного образования. Программа носит целостный характер, выделены
структурные части, основные компоненты представлены внутри частей, согласованы цели,
задачи и способы их достижения. В программе прописаны формы, методы работы,
особенности организации образовательного процесса, учтены возрастные физиологические и
психологические особенности детей. Основной формой организации образовательной
деятельности является игра. Основные темы занятий раскрыты в календарно-тематическом
плане.
Содержание программы разработано в соответствии с требованиями программ
нового поколения и составлено с учётом опыта работы педагога.
Список рекомендуемой литературы достаточен, доступен для адресата.
Заключение
Дополнительная общеразвивающая программа «Шаги к пятеркам» пригодна для
дошкольного образовательного учреждения, соответствует современным требованиям,
рекомендована для реализации в рамках дополнительного образования.
Рецензент: Манакина А.А., зам.зав. по ВР

21


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных, подробнее- в политике конфиденциальности.


Документом, определяющим  политику в отношении обработки персональных данных является 

Политика в отношении обработки персональных данных в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении № 104 «Семицветик» города Калуги.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».