МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 104 «СЕМИЦВЕТИК» ГОРОДА КАЛУГИ МБДОУ №104 «Семицветик» Принята педагогическим советом МБДОУ №104 «Семицветик» г. Калуги протокол №1 от 30.08 2024 Утверждена приказом МБДОУ №104 «Семицветик» г. Калуги от 02.09.2024 № 0209/16-ОД Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Веселый язычок» Возраст учащихся: 3-4 лет. Срок реализации: 1 год (60 часов) Составил: Нагуманова Алия Нажурбановна, учитель-логопед, педагог дополнительного образования. 28.08.2024г, направил на рассмотрение педагогического совета: Манакина А.А., зам.зав. по ВР Калуга, 2024 СОДЕРЖАНИЕ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1. Пояснительная записка. 1.2. Цель и задачи программы 1.3. Содержание ДОП 1.4. Планируемые результаты освоения ДОП. 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. Условия реализации ДОП 2.2. Формы педагогического мониторинга 2.3. Методические материалы 3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 4. ПРИЛОЖЕНИЯ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1. Пояснительная записка Актуальность Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения его в школе. Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в произношении, формировать которое довольно сложно, поскольку ребенку необходимо научиться управлять своими органами речи, осуществлять контроль за собственной речью. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей. Это создает благоприятные условия для полноценного речевого и психического развития подрастающего человека. Своевременное выявление речевых нарушений способствует более быстрому их устранению, предупреждает отрицательное влияние речевых расстройств на формирование личности и на все психическое развитие ребенка. ДОП направлена на раннее выявление у дошкольников речевых нарушений, активизацию словаря; умением пользоваться всеми основными грамматическими нормами речи; чисто и правильно произносить все звуки родного языка, пользоваться различными средствами интонационной выразительностью. Отличительные особенности, новизна Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения его в школе. Адресат ДОП данная программа предназначена для детей младшей группы (3-4 года). Зачисление детей на программу осуществляется на основе свободного выбора, в соответствии с интересами и потребностями. Программу могут осваивать все желающие, без учета уровня стартовых знаний, умений. Занятия проводятся 2 раза в неделю во вторую половину дня по 15 минут. Объём ДОП Программа рассчитана на 1 год обучения (октябрь - май), общее количество учебных часов для освоения программы - 60 ч. в год. Особенности организации образовательного процесса: групповая работа, количество детей в группе может варьироваться от 10-15 человек. Режим занятий: 2 раза в неделю. Возраст Продолжительность занятий 3-4 года 15 минут Программа составлена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей. Формы обучения Индивидуальные, игровые, объяснительно-иллюстративные, речевые и коммуникативные тренинги и игры, способствующие закреплению полученных теоретических знаний. Формы занятий Артикуляционная гимнастика, самомассаж органов артикуляции. Упражнения на развитие слухового восприятия, фонематических процессов, внимания, памяти. Дыхательные и фонопедические упражнения. Упражнения на развитие темпа, ритма и координации речи и движений с музыкальным сопровождением (логоритмика) и без музыкального сопровождения. Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук, самомассаж кистей рук. Лексико-грамматические упражнения и упражнения для формирования связной речи. Упражнения на расслабление (релаксация). 1.2. Цель и задачи программы Цель: коррекция нарушений звукопроизношения и недостатков в формировании фонематической стороны речи, автоматизация слухопроизносительных умений и навыков в различных ситуациях, развитие связной речи, формирование умения пользоваться речью как средством коммуникации для дальнейшей успешной социализации и интеграции в среду сверстников. Задачи: - Формировать артикуляционные уклады, до уровня подготовки к постановке звуков. -Формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков - Развивать фонематический слух и звуковую культуру слова. - Развивать общую и мелкую моторику, развивать силу и высоту голоса. - Формировать лексико-грамматический строй речи; - Формировать правильное речевое развитие путём чтения стихов, потешек, рифмовок, загадок с одновременным выполнением действий; - Формировать познавательную активность детей; - Совершенствовать психические процессы: внимание, память, мышление; - Обучать навыкам эффективной коммуникации. 1.3 Содержание ДОП Настоящая Программа содержания обучения включает в себя дифференцированный подход к обучению, сочетает коллективные и индивидуальные формы работы с детьми. Каждое занятие включает в себя речевые упражнения и коммуникативные тренинги для развития навыков общения и развития речи обучающихся. Дифференцированный подход необходим для поддержания устойчивой мотивации к изучению данной Программы и способствует творческому росту обучающихся, повышению их самооценки. На занятиях широко практикуется проведение с детьми сюжетно-ролевых игр. Учитывая возраст детей, их индивидуальные возможности и новизну материала, для успешного усвоения программы занятия в группе сочетаются с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Занятия по Программе проводятся блочно, в начале каждого блока проводится занятие по ознакомлению детей с предстоящим видом деятельности. В каждом блоке предусмотрено выполнение индивидуальных и коллективных работ. Воспитание звуковой культуры речи. Работа над звуковыми и интонационными характеристиками речи. Формирование представлений детей о линейных звуковых единицах: звук — слог — слово — предложение — текст. Различение звуков по их качественной характеристике: гласные и согласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие. Обучение звуковому анализу слова (выделение звука в начале, середине и конце слова), вычленение шипящих и свистящих звуков в начале слова, нахождение одинакового звука в разных словах. Развитие умения анализировать слова различной слоговой структуры: называние слов с одним, двумя, тремя звуками, определение количества слогов. Нахождение слов, сходных и различных по звучанию. Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков. Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с— з, с — ц, ш — ж, ч — ц, с — ш,— з, л — р. Продолжать развивать фонематический слух. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец). Отрабатывать интонационную выразительность речи. Словарная работа. Продолжается работа по обогащению, уточнению и активизации словаря. Большое внимание уделяется развитию умений детей обобщать, сравнивать, противопоставлять. В словарь детей вводятся слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет (дерево, металл, пластмасса, стекло), широко используются загадки и описания предметов, их свойств, качеств и действий. Особое внимание уделяется работе над смысловой стороной слова, расширению запаса синонимов и антонимов, многозначных слов, формируется умение употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации. Работа с синонимами способствует пониманию детьми возможности подбирать разные слова со сходным значением и формированию умений использовать их в своей речи. Подбирая слова, близкие по смыслу к словосочетанию (веселый мальчик — радостный; поезд идет — движется; Маша и Саша — дети, друзья), к определенной ситуации (на дне рождения веселятся, радуются), к отдельному слову (умный — толковый; старый — ветхий), дети обучаются точности словоупотребления в зависимости от контекста. Составляя предложения со словами синонимического ряда, обозначающими нарастание действий (шепчет, говорит, кричит), дети осознают оттенки значений глаголов. Грамматический строй речи. При формировании грамматического строя речи старших дошкольников необходимо обучать их тем грамматическим формам, усвоение которых вызывает у них трудности: согласование имен прилагательных и имен существительных, образование трудных форм. У детей развивается умение из ряда слов выбрать словообразовательную пару (те слова, которые имеют общую часть: учит, книга, ручка, учитель; рассказ, интересный, рассказывать) или образовать слово по образцу: веселый весело; быстро... (быстрый), громко... (громкий). Дети находят родственные слова в контексте, например со словом желтый: В саду растут (желтые) цветы. Трава осенью начинает... (желтеть). Листья на деревьях... (желтеют). Умение образовывать имена существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами помогает детям понимать различие смысловых оттенков слова. Различение смысловых оттенков глаголов (бежал — забежал — подбежал) и имен прилагательных (умный — умнейший, плохой — плохонький, полный — полноватый) развивает умение точно и уместно использовать эти слова в разных типах высказывания. Развитие связной речи. В пересказывании литературных произведений (сказки или рассказа) дети учатся связно, последовательно и выразительно излагать готовый текст без помощи взрослого, интонационно передавая диалог действующих лиц и характеристику персонажей. В рассказывании по картине умение самостоятельно составлять описательный или повествовательный рассказ по ее содержанию предполагает указание места и времени действия, придумывание событий, предшествующих изображенному и следующих за ним. Рассказывание по серии сюжетных картин формирует у детей умение развивать сюжетную линию, придумывать название рассказу в соответствии с содержанием, соединять отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст. В рассказывании об игрушках (или по набору игрушек) детей учат составлять рассказы и сказки, соблюдая композицию и выразительное изложение текста. Выбирая соответствующих персонажей для рассказывания, дети дают их описание и характеристику. С учѐтом психолого-педагогических особенностей обучающихся по данной программе происходит и выбор формы занятия. Каждое занятие состоит из теоретической и практической частей. На занятиях практикуются формы работы: -индивидуальные, -игровые формы, -объяснительно-иллюстративные, -поисковые и исследовательские методы, -речевые и коммуникативные тренинги и игры, способствующие закреплению полученных теоретических знаний. 1.4 Планируемые результаты При освоении данной Программы, обучающиеся должны освоить следующие умения и навыки: -ребенок с удовольствием вступает в речевое общение со знакомыми взрослыми: понимает обращенную к нему речь с параметрами возрастной нормы, отвечает на вопросы, используя простые распространенные и сложные предложения; -свободно общается со сверстниками; -фонетически правильно оформляет звуковую сторону речи; -правильно передает слоговую структуру слов в самостоятельной речи; -владеет элементарными навыками пересказа и навыками диалогической речи; -владеет навыками словообразования; -грамматически правильно оформляет самостоятельную речь в соответствии с нормами языка; -использует в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий, владеет элементами грамоты. -автоматизация нарушенных звуков. 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1 Условия реализации ДОП Материально-техническое обеспечение: - Цветные карандаши. - Логопедическая раскраска «Найди звук». - Предметные, сюжетные картинки. - Вертушки. - Счетные палочки. - Настольный театр («Репка», «Теремок» и т.д.) - Муляжи фруктов, овощей. - Предметы для развития воздушной струи (трубочки, палочки с вертушками, мыльные пузыри и т.д.). - Наборы диких, домашних и лесных животных. - Набор насекомых. - Набор морских обитателей. - Мешочек с различными предметами разной фактуры. - Музыкальная колонка. - Дидактические игры (Найди лишний, мама- малыши, половинки и т.д.) - Су-Джок мячики. - Массажные шарики. - Массажные мячики. - Большой резиновый мяч. - Мозаики для развития мелкой моторики. - Игры на цвета и формы (Монтессори вкладыши, домики, яйца-половинки, цветные болтики) - Магнитная доска. - Сборник загадок. - Рукавичка «Чуча» / Рукавичка «Черепашка». Кадровое обеспечение Реализацию программы осуществляет учитель-логопед, педагог дополнительного образования Нагуманова А.Н. 2.2. Формы педагогического мониторинга. Форма проведения диагностики - итоговое занятие, которое предполагает самостоятельный выбор технологии, материала и средств выразительности. Для получения дополнительной информации осуществляется наблюдение за детьми на других занятиях. Анализ каждого выполненного ребенком диагностического задания проводится в соответствии с баллами (по 3-х балльной шкале). Оценка уровня освоения программы дополнительного образования: 1 балл - освоен минимум навыков за период обучения; 2 балла - большинство предложенных навыков освоены, но их применение на практике вызывает некоторые затруднения; 3 балла - освоены большинство навыков, освоенные приемы умело применяются на практике. По результатам выполнения всех заданий баллы суммируются и определяется уровень освоения программы дополнительного образования: -высокий уровень 10-12 баллов, -средний уровень 7-9 баллов, -низкий уровень 4-6 баллов. Все результаты в начале и конце учебного периода заносятся в сводную таблицу. Сравнение первоначальных и итоговых результатов позволяет сделать оценку индивидуального развития воспитанника в процессе освоения Программы. Низкий уровень усвоения: обучающиеся проявляют низкий познавательный интерес к Программе, на занятиях не проявляют активности, задания выполняют без желания и не полностью. В процессе выполнения практических заданий и проведении игр активности не проявляют или просто их игнорируют. В исследовательской работе не участвуют. Средний уровень усвоения: обучающиеся проявляют стойкий интерес к занятиям, активны, но при выполнении задания допускают ошибки. В играх участвуют охотно, но практические задания выполняют не в полном объѐме. Участие в исследовательской работе минимальное. Высокий уровень усвоения: обучающиеся проявляют стойкий интерес к занятиям, активно работают, выполняют все задания, участвуют в играх, допуская импровизацию. Проявляют стойкий интерес к исследовательской работе. 2. 3 Методические материалы 2.3.1 Материально-техническое оснащение Логопедический кружок «Весёлый язычок» основывается на следующих методических пособиях: Картушина М.Ю., Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет/ М.Ю. Картушина. – Москва: Творч.центр Сфера, 2006 (Смоленск:Смоленская обл. тип. Им. В.И.Смирнова) – 160 с. Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А. Логопедические занятия в младшей группе для детей с речевым недоразвитием: Конспекты. - М.: Книголюб, 2006. - 144 с. (Развитие и коррекция). 2.3.2 Дидактико-методический материал В кабинете учителя-логопеда имеется: 1. Магнитная доска и комплект материала к ней. 2. Компьютер и авторские презентации Microsoft PowerPoint на лексические темы. 3. Принтер. 4. Наборное полотно и разрезная азбука. 5. Зеркало с жалюзи. 6. Столы, стульчики для занятий у зеркала и в подгруппе. 7. Комплект зондов для постановки звуков и спирт для их обработки. 8. Одноразовые шпатели, вата, ватные палочки, марлевые салфетки. 9. Дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания. 10.Картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков (слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, скороговорки, тексты) 11.Комплект материалов для обследования речи. 12.Сюжетные картинки, серии сюжетных картинок. 13.«Алгоритмы» и мнемотаблицы для составления описательных рассказов. 14.Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации звуков. 15.Настольно-печатные игры для автоматизации и дифференциации звуков. 16.Предметные картинки по лексическим темам. 17.Игры для совершенствования грамматического строя речи. 18.Игры и дидактические пособия для развития языкового анализа и синтеза. 19.Дидактические игры для совершенствования памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия. 20.Шумовые, музыкальные инструменты для развития фонетического восприятия. 21.Пособия для развития мелкой моторики. 2.3.3 Формы, методы и приемы обучения Индивидуальная, групповая, комплексная. Наглядный: Использование картинок, игрушек, демонстраций, видеоматериалов, позволяет лучше воспринимать информацию и запоминать материал. Словесный: Объяснения, вопросы, рассказы, чтение, развитие речи и мышления через словесные упражнения. Практический: Использование игр, упражнений, позволяет закрепить полученные знания и навыки, развивать двигательную активность. Игровой: Проведение занятий в форме игр, делает процесс обучения более интересным и увлекательным. Для развития фонематического слуха: дифференциация звуков, определение звука в слове. Для развития артикуляционной моторики: упражнения для языка, упражнения для губ, упражнения для щек, сочетание упражнений для разных органов артикуляции. 3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников С ОНР. СПб.: “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2002. - 128 с. 2. Н.В. Нищева Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. - Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. - 528 с. 3. Каше Г. А Подготовка к школе детей с недостатками речи. М. Просвещение, 1985. 4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе с ФФН. Пособие для логопедов. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. - 96 с. (Практическая логопедия) 5. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Индивидуально – подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения». 6. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. - Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. - 528 с. 7. Н.В. Нищева Программа коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. - Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. 8. Н.В. Нищева Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. - Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. - 528 с. 9. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с ОНР. М.: МО РСФСР, 1991. 10. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с ФФН (старшая группа детского сада) М.: МО РСФСР, 1993. 11. О.А.Новиковская «Большой альбом по развитию речи». Издательство АСТ Москва 2019. 12. С.В. Батяева, Е.В. Савостьянова , В.С. Володина «Большой альбом по развитию речи». Москва РОСМЭН. 2016. Приложение №1 Календарный учебный график с детьми 3-4 лет. месяц дата проведения 1-ое занятие тема Звуки [М]-[М’] Ягоды и грибы. Артикуляционная гимнастика. Знакомство со звуками [М]-]М’], уточнение артикуляции, проговаривание изолированно, в слогах, в словах. Игра «Одинмного». Игра «Жадина». Самомассаж с массажным мячиком Су-Джок «Грибы». Описательный рассказ (малина, клубника). Игра «Что готовят из ягод?». Звуки [П]-[П’]. Перелетные птицы. Артикуляционная гимнастика. Знакомство со звуками [П]-[П’], уточнение артикуляции, проговаривание изолированно, в слогах, в словах. Логопедическая раскраска на зв.[П]-[П’]. Игра с массажным мячиком Су-Джок «Перелетные птицы». Логоритмика «Ножки». октябрь 2-ое занятие 3-е занятие 4-ое занятие месяц дата проведения ноябрь 5-ое занятие 6-ое занятие содержание тема Звуки [Н]-[Н’] Овощи. Наш огород. содержание Артикуляционная гимнастика. Знакомство со звуками [Н]-[Н’], уточнение артикуляции, проговаривание изолированно, в слогах, в словах. Игра «Что, где растет?». Игра «Найди лишний» . Пальчиковая гимнастика «Капуста». Настольный театр «Репка». Загадки. 7-ое занятие Звуки [Б]-[Б’] Поздняя осень. Осенняя одежда, обувь, головные уборы. 8-ое занятие 9-ое занятие Звуки [В]-[В’] [Ф]-[Ф’] Зимующие птицы. 10-ое занятие 11-ое занятие Звуки [Д]-[Д’]. Дикие птицы. 12-ое занятие месяц дата проведения декабрь 13-ое занятие 14-ое занятие тема Звуки [Т]-[Т’] Зима. Зимние забавы. Артикуляционная гимнастика. Знакомство со звуками [Б]-[Б’] уточнение артикуляции, проговаривание изолированно, в слогах, в словах. Дыхательная гимнастика «Листопад» Логопедическая раскраска на звуки [Б]-[Б’]. Игра с массажным мячиком «Поздняя осень» . Игра «Волшебный мешочек». Игра «В раздевалке». Артикуляционная гимнастика. Знакомство со звуками [В]-[В’], [Ф-Ф’] уточнение артикуляции, проговаривание изолированно, в слогах, в словах. Самомассаж шариком Су-Джок. Логопедическая раскраска на зв. [В]-[В’] [Ф]-[Ф’] . Логоритмика «Птичка песенку поёт». Описательный рассказ по картинкам. Игра «Дятел». Артикуляционная гимнастика. Знакомство со звуками [Д]-[Д’], уточнение артикуляции, проговаривание изолированно, в слогах, в словах. Пальчиковая гимнастика «Грачи». Дыхательная гимнастика «Ветерок». Дидактическая игра «Половинки». Загадки. содержание Артикуляционная гимнастика. Знакомство со звуками [Т][Т’],уточнение артикуляции, проговаривание изолированно, в слогах, в словах. Дыхательная гимнастика «Снежинки». Игра «Волшебный мешочек». Пальчиковая гимнастика «Зимние забавы». Игра «Найди лишний». Рассказ по серии сюжетных картинок «Снеговик и заяц». 15-ое занятие Звуки [Д]-[Т] Зимняя одежда, обувь, головные уборы. 16-ое занятие 17-ое занятие Звуки [К]-[К’] Новый год. 18-ое занятие 19-ое занятие Звуки [Г]-Г’]. Дикие животные наших лесов. 20-ое занятие месяц дата проведения 21-ое занятие тема Звуки [К]-[Г]-[Х]. Транспорт. январь 22-ое занятие 23-е занятие 24-ое занятие Звуки [Х]-[Х’] День защитника Отечества. Военные профессии. Артикуляционная гимнастика. Дифференциация зв. [Д]-[Т], уточнение артикуляции, проговаривание изолированно, в слогах, в словах. Дыхательная гимнастика «Снежинки» Логопедическая раскраска на звуки [Д]-[Т]. Логоритмика «Пальчик, где твой домик?» . Загадки. Артикуляционная гимнастика. Знакомство со звуками [К]-[К’], уточнение артикуляции, проговаривание изолированно, в слогах, в словах. Дыхательная гимнастика «Сдуваем снежок». Игра «Мешок Деда Мороза». Игра «Половинки». Логоритмика «Головами покиваем» Пальчиковая гимнастика «Ёлочка». Настольный театр «Заюшкина избушка» Артикуляционная гимнастика. Знакомство со звуками [Г]-[Г’], уточнение артикуляции, проговаривание изолированно, в слогах, в словах. Игра «Мамамалыши». Игра «Угадай животных». Логоритмика «Вот мы в автобусе сидим...» . Настольный театр «Теремок». Загадки. содержание Артикуляционная гимнастика. Дифференциация зв. [К]-[Г]-[Х], уточнение артикуляции, проговаривание изолированно, в слогах, в словах. Дыхательная гимнастика «Шайба». Игра «Половинки». Логоритмика «Вот мы в автобусе сидим..» Загадки. Игра «Хлопни, если услышишь звук». Артикуляционная гимнастика. Знакомство со звуками [Х]-[Х’], уточнение артикуляции, проговаривание изолированно, в слогах, в словах. Логопедическая раскраска на зв. [Х]-[Х’]. Пальчиковая гимнастика «Отважный капитан». Игра «Разведчик». 25-ое занятие Звуки [С]-[С’] Дом. Мебель. 26-ое занятие 27-ое занятие Звуки [З]-[З’] Домашние животные и их детёныши. 28-ое занятие месяц дата проведения 29-ое занятие тема Звук [Ц] Наша пища. Посуда. февраль 30-ое занятие 31-ое занятие Звуки [С]-[З]-[Ц] Морские обитатели. Артикуляционная гимнастика. Знакомство со звуками [С]-[С’], уточнение артикуляции, проговаривание изолированно, в слогах, в словах. Дыхательная гимнастика «Насос». Игра «Волшебный мешочек». Игра «Половинки». Игра «Скажи ласково». Упражнение с массажным мячиком СуДжок «Мебель». Загадки. Артикуляционная гимнастика. Знакомство со звуками [З]-[З’] уточнение артикуляции, проговаривание изолированно, в слогах, в словах. Логопедическая раскраска на зв. [З]-[З’].Игра «Мамамалыши». Дыхательная гимнастика «Вертушка» Упражнение Су-Джок «Домашние животные». Настольный театр «Зимовье зверей». Загадки. содержание Артикуляционная гимнастика. Знакомство со звуками [Ц], уточнение артикуляции, проговаривание изолированно, в слогах, в словах. Дыхательная гимнастика «Мыльные пузыри». Игра «Волшебный мешочек». Игра «Скажи ласково». Настольный театр «Колобок». Упражнение с массажным мячиком «Посуда». Игра «Скажи наоборот». Игра «Съедобное-несъедобное» Артикуляционная гимнастика. Дифференциация зв. [С]-[З]-[Ц], уточнение артикуляции, проговаривание изолированно, в 32-ое занятие 33-е занятие Звук [ Ш] Животные жарких стран. 34-ое занятие 35-ое занятие Звуки [С]-[Ш] Комнатные растения. 36-ое занятие месяц дата проведения март 37-ое занятие 38-ое занятие тема Звук [Ж]. Ранняя весна. слогах, в словах. Логопедическая раскраска на зв. [С]-[З]-[Ц]. Игра «Найди лишний». Загадки. Игра «Хлопни, если услышишь звук..» Игра «Какой? Какая? Какие?». Описательный рассказ (акула, кит) Артикуляционная гимнастика. Знакомство со звуком [Ш],уточнение артикуляции, проговаривание изолированно, в слогах, в словах. Дыхательная гимнастика «Змейка». Игра «Половинки». Игра «Найди лишний» .Загадки. Игра «Хлопни, если услышишь звук». Упражнение с массажным мячиком «Животные жарких стран». Логоритмика «У жирафа пятна, пятна». Описательный рассказ (слон, лев) Артикуляционная гимнастика. Дифференциация зв.[С][Ш],уточнение артикуляции, проговаривание изолированно, в слогах, в словах. Дыхательная гимнастика «Змейка». Логоритмика «Мы ногами топ-топтоп» . Загадки. Пальчиковая гимнастика «Фикус». Игра «Половинки». содержание Артикуляционная гимнастика. Знакомство со звуком [Ж], уточнение артикуляции, проговаривание изолированно, в слогах, в словах. Дыхательная гимнастика «Футбол». Игра «Весенняя». Игра » Сосчитай». Рассказ по сюжетной картинки «Ранняя весна». Логопедическая раскраска на зв. [Ж] 39-ое занятие Звуки [З]-[Ж] Мамин день. Женские профессии. 40-ое занятие 41-ое занятие Звуки [Ш]-[Ж] Насекомые. 42-ое занятие 43-е занятие Звук [Ч] Деревья. 44-ое занятие месяц дата проведения апрель 45-ое занятие 46-ое занятие тема Звуки [Ч]- [Ц] Сказки. Артикуляционная гимнастика. Дифференциация зв. [З]-[Ж], проговаривание изолированно, в слогах, в словах. Игра «Мамочка». Физминутка «Дружно маме помогаем». Пальчиковая гимнастика «Много мам на белом свете» . Логоритмика «Про маму». Загадки о женских профессиях. Артикуляционная гимнастика. Дифференциация зв. [Ш]-[Ж], проговаривание изолированно, в слогах, в словах. Дыхательная гимнастика «Ежик». Игра «Кто, как передвигается?» . Игра «Большоймаленький» Раскраска «Какие насекомые спрятались на картинке? Раскрась бабочку.» Пальчиковая гимнастика » Насекомые». Загадки. Описательный рассказ (пчела). Артикуляционная гимнастика. Знакомство со звуком [Ч], уточнение артикуляции, проговаривание изолированно, в слогах, в словах. Логопедическая раскраска на зв.[Ч]. Игра «Сосчитай». Игра «Один-много». Пальчиковая гимнастика «Деревья». Игра «Назови ласково». Дидактическая игра «С какого дерева листок». содержание Артикуляционная гимнастика. Дифференциация зв. [Ч]-[Ц], проговаривание изолированно, в слогах, в словах. Дыхательная гимнастика «Вертушка». Настольный театр «Лиса и журавль», «Волк и семеро козлят», «Курочка ряба». Загадки. Раздаточный материал «Найди и 47-ое занятие Звук [Щ] Космос. Луна. День Космонавтики. 48-ое занятие 49-ое занятие Звуки [Ч]-[Щ] Цвета и формы. 50-ое занятие 51-ое занятие Звуки [Ш]-[Щ] Мебель. 52-ое занятие месяц дата проведения май 53-е занятие 54-ое занятие соотнеси сказочного героя с названием сказки». Описательный рассказ (колобок, волк, лиса). Артикуляционная гимнастика. Дифференциация зв. [Щ], уточнение артикуляции, проговаривание изолированно, в слогах, в словах. Логопедическая раскраска на зв. [Щ]. Раздаточный материал «Найди одинаковые ракеты». Пальчиковая гимнастика «Космонавт». Игра «Найди лишний». Логоритмика » Песенка про Ракету». Игра «Хлопни, если услышишь..» Артикуляционная гимнастика. Дифференциация зв . [Ч]-[Щ], проговаривание изолированно, в слогах, в словах. Дыхательная гимнастика «Бабочки». Игра «Домики». Раздаточный материал «На что похоже?», «Подумай и раскрась». Монтессори игра «Формы». Яйца-половинки «Найди цвет и форму. Цветные болтики . Артикуляционная гимнастика. Дифференциация зв . [Ш]-[Щ], проговаривание изолированно, в слогах, в словах.Игра «Волшебный мешочек». Игра «Есть-Нет-Вижу». Пальчиковая гимнастика «Мебель». Игра «Из какого материала?». Раздаточный материал «Какой по форме?». Логоритмика «Ручка вверх и ручка вниз». Загадки. тема содержание Времена года. Обобщение. Гласные звуки (повторение). Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика «Ветерок», «Листопад». Игра «Найди лишний». Игра «Хлопни, если услышишь...» Игра «Мячик мы ладошкой стук, повторяем дружно звук». Игра «Тихо-громко». Раздаточный материал «Времена года». 55-ое занятие Весна. Изменения в природе. 56-ое занятие 57-ое занятие Согласные звуки (повторение). 58-ое занятие 59-ое занятие 60-ое занятие Итого: 60 часов Согласные и гласные звуки (повторение). Скоро лето. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика «Перья». Описательный рассказ по сюжетной картинке. Игра «Найди лишний». Игра «Подбери слова» (солнце- греет, светит... ручей-бежит, течет.. птицы- прилетают, поют..) Логоритмика «Червячки». Игра «Какой? Какая? Какие?». Пальчиковая гимнастика «Весна». Загадки. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика «Радуга». Игра «Хлопни, если услышишь...» Игра «Встречу слово по дороге, разобью его на слоги». Игра «Слово это изменяй, изменяя удлиняй (дом-домики)». Логоритмика «Червячки». Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика «Язычок». Игра «Какой звук чаще всего слышим?». Описательный рассказ по картинке на тему «Лето». Пальчиковая гимнастика «Ёжик». Раздаточный материал «Лето». Игра «Ассоциации» (на развитие временных представлений).Логоритмика «Краб». Рецензия на дополнительную общеразвивающую программу социально-гуманитарной направленности «Веселый язычок» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 104 «Семицветик» города Калуги Составитель программы: Нагуманова А.Н., учитель-логопед. Дополнительная общеразвивающая программа Программа) соответствует «Веселый язычок а» (далее Уставу учреждения, действующим нормативно-правовым документам, требованиям к содержанию дополнительного образования детей дошкольного возраста. Данная программа не дублирует основную образовательную программу дошкольного учреждения. Программа предназначена для занятий с детьми младшего и среднего дошкольного возраста. Программа реализуется в групповой форме в течение учебного года, с периодичностью проведения занятий 2 раза в неделю. Срок реализации программы 1 год. Стиль изложения четкий, доказательный, логичный. Материал изложен профессионально грамотно: отмечается логика, последовательность, аргументированность, системность, научно-методическая обоснованность. Программа имеет социально – гуманистическую направленность, затрагивает образовательные области познавательного и речевого развития, представляет собой систему взаимосвязанных занятий. Данная программа направлена на раннее нарушений, активизацию словаря; умением выявление у дошкольников речевых пользоваться всеми основными грамматическими нормами речи; чисто и правильно произносить все звуки родного языка, пользоваться различными средствами интонационной выразительностью. Своевременное раннее овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения его в школе. На занятиях широко практикуется проведение с детьми сюжетно-ролевых игр. Учитывая возраст детей, их индивидуальные возможности и новизну материала, для успешного усвоения программы занятия в группе сочетаются с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Занятия по Программе проводятся блочное, в начале каждого блока проводится занятие по ознакомлению детей с предстоящим видом деятельности. В каждом блоке предусмотрено выполнение индивидуальных и коллективных работ. Структура программы соответствует требованиям, предъявляемым к составлению программ дополнительного образования. Программа носит целостный характер, выделены структурные части, основные компоненты представлены внутри частей, согласованы цели, задачи и способы их достижения. Основной формой организации образовательной деятельности является игра. Основные темы занятий раскрыты в календарно-тематическом плане. Содержание программы разработано в соответствии с требованиями программ нового поколения и составлено с учётом опыта работы педагога. Список рекомендуемой литературы достаточен, доступен для адресата. Заключение Дополнительная общеразвивающая программа «Веселый язычок» пригодна для дошкольного образовательного учреждения, соответствует современным требованиям, рекомендована для реализации в рамках дополнительного образования. Рецензент: Манакина А.А., зам.зав. по ВР