МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 104 «СЕМИЦВЕТИК» ГОРОДА КАЛУГИ МБДОУ №104 «Семицветик» Принята педагогическим советом МБДОУ №104 «Семицветик» г. Калуги протокол № 1 от 30.08 2024 Утверждена приказом МБДОУ №104 «Семицветик» г. Калуги от 02.09. 2024 № 0209/16 -ОД Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Музыкальная волна» Возраст учащихся: 4-5 лет Срок реализации: 1 год (72 часа) Составил: Макарова Лариса Викторовна, музыкальный руководитель, Проверил: 28.08.2024г, направил на рассмотрение педагогического совета: Манакина А.А., зам.зав. по ВР Калуга, 2024 СОДЕРЖАНИЕ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1. Пояснительная записка. 1.2. Цель и задачи программы 1.3. Содержание ДОП 1.4. Планируемые результаты освоения ДОП. 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. Условия реализации ДОП 2.2. Формы педагогического мониторинга 2.3. Методические материалы 3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 4. ПРИЛОЖЕНИЯ 1 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1 Пояснительная записка Актуальность В современном мире отношение людей к культурным традициям прошлого совсем иное. Все реже в домах звучит хорошая музыка, за праздничным столом современные родители не поют застольных песен. Ребенок постоянно находится в окружении агрессивного музыкального фона поп и рок-музыки, звучащих с экранов телевизоров, радиоприемников, компьютеров. Современные малыши редко посещают с родителями театры, детские концертные филармонии, музеи. Все это приводит к эмоциональному оскудению нации. «Все начинается с детства». Всем очень хорошо известны эти слова В.Сухомлинского. С детского сада и нужно развивать ребенка эмоционально. Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального и познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Направленность - развитие вокальных исполнительских навыков. Отличительные особенности, новизна состоит в том, что предполагает вовлечение детей дошкольного возраста в активную творческую деятельность, направленную на развитие вокальных исполнительских навыков, музыкальных способностей, гармонизацию интеллектуального и эмоционального развития личности ребенка, освоение способов творческого самовыражения, формирование ценностных ориентаций и художественного вкуса, стремление принимать участие в социально значимой деятельности. Адресат ДОП - программа предназначена для развития у детей 4-5 лет вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства. Объём ДОП Занятия по вокальному мастерству проводятся 2 раза в неделю во второй половине дня. Продолжительность составляет не более 20 мин., согласно рекомендуемому режиму СанПиН 2.4.1.3049-13. Структура занятия: вводная, основная и заключительная части. Вводная часть длится 3 минуты (музыкальное приветствие, коммуникативные игры для создания положительного эмоционального настроя). Основная часть занимает 14 минут, включает в себя: - распевание, вокальные упражнения; - разучивание песен, работа над текстом; 2 - работа над качеством исполнения. Заключительная часть занимает 3 минуты (подведение итога занятия, музыкальная игра, прощание). Количество занятий в неделю – 2. Количество занятий в год – 72. 1.2 Цель и задачи ДОП Цель программы: научить ребенка выразительно, чисто интонируя петь, а также помочь овладеть необходимыми навыками, проявить свои чувства в непринужденном, естественном пении Задачи: - учить детей петь естественным голосом, без напряжения, протяжно; - правильно передавать мелодию в пределах ре-си; - различать звуки по высоте; - внятно произносить слова; - брать дыхание между короткими музыкальными фразами; - вместе начинать и заканчивать песню; слышать вступление; - уметь петь с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога); - петь выразительно, передавая характер песни (маршевый, танцевальный и колыбельный ). 1.3 Содержание ДОП Занятия проводятся в очной форме Развитие и бучение пению проводится по плану на основе общепедагогических принципов: 1. Принцип воспитывающего обучения. Воспитание чувств к прекрасному в жизни и искусстве. Обогащая духовный мир ребёнка, где происходит развитие гибкости мышления, внимания, воображения, речи. 2. Принцип доступности. Содержание и объём знаний о музыке, объём вокальных навыков, приёмы обучения и усвоение их воспитанниками соответствуют возрасту и уровню их музыкального развития. 3. Принцип постепенности, последовательности и систематичности. В начале учебного года даются более лёгкие задания, чем в его завершении; постепенно переходя от усвоенного к новому, и от знакомого, незнакомому. 4. Принцип наглядности. В процессе обучения пению главную роль играет так называемая звуковая наглядность, конкретное слуховое восприятие различных звуковых соотношений. Другие органы чувств: зрение, мышечное чувство дополняют и усиливают слуховое восприятие. Основным приёмом наглядности, является образец исполнения песни педагогом. 3 5. Принцип сознательности. Сознательность тесно связана с умственной, волевой активностью детей, с их заинтересованностью песенным репертуаром. Немаловажное значение для умственной активности воспитанников имеет речь взрослого, наличие разнообразных интонаций в его голосе, выразительная мимика, яркое и художественное исполнение песни. 6. Принцип прочности. Выученные детьми песни, через некоторое время забываются, если их систематически не повторять. Вокальные умения утрачиваются, если воспитанники долго не упражняются в пении. На групповых занятиях, в процессе обучения детей основам вокальному исполнительскому искусству, педагог создает благоприятные условия для реализации собственных планов, развития и обучения каждого ребенка: - рассказывает детям об их реальных, а также возможных в будущем достижениях; - отмечает и публично поддерживает любые успехи воспитанников; - всемерно поощряет самостоятельность детей и расширяет ее сферу; - помогает найти ребенку способ реализации собственных поставленных целей; - поддерживает стремление научиться чему-то и радостное ощущение возрастающей умелости; - терпимо относится к затруднениям ребенка, позволяет ему действовать в своем темпе; - не критикует результаты детской деятельности, а также их самих; - учитывает индивидуальные особенности детей, стремится найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным детям; - создает в группе детей положительный психологический микроклимат: выражает радость при встрече, проявляет деликатность и тактичность. 1.3 Планируемые результаты освоения ДОП Дети научатся: петь легко, не форсируя звук, с четкой дикцией, петь хором и без него, удерживать дыхание до конца фразы, чисто интонировать мелодию в поступенном движении вверх на квинту и на кварту, овладеют простейшими навыками игры на музыкальных инструментах, усваивать ритмический рисунок, движение мелодии, играть слаженно, эмоционально откликаться на музыкальные произведения, понимать их, будет сформирован положительный настрой к воспроизведению музыкального произведения на музыкальных инструментах и к пению. Результаты работы будут отслеживаться следующими способами: умение ребенком применять знакомые народные песни в играх, процессе занятий, а также в самостоятельной деятельности, методом наблюдения, способом прослушивания. 4 Подведение итогов реализации дополнительной образовательной программы будут проходить в форме открытого занятия. 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1 Условия реализации ДОП Требования к условиям реализации - Программы включают требования к педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде. Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям. В целях эффективной реализации Программы должны быть созданы условия для: 1) профессионального развития педагогических работников, в том числе их дополнительного профессионального образования; 2) консультативной поддержки педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования (в случае его организации); 3) организационно-методического сопровождения процесса реализации Программы, в том числе во взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Кадровое обеспечение: Педагог дополнительного образования, музыкальный руководитель – МакароваЛариса Викторовна. Образование – высшее. Категория - высшая. (Приложение №2) 2.2. Формы педагогического мониторинга Диагностика уровня развития певческих умений Перед началом работы проводится первичная диагностика певческих способностей детей. Цель диагностики – выявление основных свойств певческого голоса, к которым относятся звуковой и динамический диапазон, качество тембра и дикции. Свойства певческого голоса во многом определяются природными данными ребенка. Диагностическая методика разработана на основе методик Н.А. Ветлугиной (уровень музыкального развития детей, раздел «Пение»), К.В. Тарасовой (развитие звуковысотного слуха), О.П. Радыновой (развитие музыкально- слуховых представлений), М.Л. Лазарева (уровень развития дыхания), а также рекомендаций по развитию детского голоса, предложенных Т.М. Орловой и С.И. Бекиной. Она заключается в следующем: 5 1. Перед началом пения педагог отмечает особенности звучания голоса в речи – тембр, динамику, приблизительную высоту основного тона. Для этого ребенок может рассказать любое стихотворение, или педагог может побеседовать с ним. 2. Ребенок поет песню по своему выбору самостоятельно, без музыкального сопровождения. Педагог подхватывает тональность и поддерживает пение ребенка аккордами (для определения природного регистра детского голоса). 3. Ребенок поет короткую попевку в разных тональностях, двигаясь по полутонам вверх и вниз (для определения верхней и нижней границ общего диапазона голоса). Результаты диагностики оцениваются по соответствующим критериям и заносятся в таблицу (см. Приложение 1). В конце года проводится повторное диагностирование, дающее возможность наметить план дальнейшей работы. 0 - не справляется с заданием н (низкий) - справляется с помощью педагога с (средний) - справляется с частичной помощью педагога в (высокий) - справляется самостоятельно (Приложение №3) 2.3 Методические материалы 2.3.1 Материально-техническое оснащение Мультимедийное оборудование для более красочного сопровождения пения, праздника. 1. Музыкальный зал 2. Пианино или синтезатор 3. Ноутбук 4. Музыкальный центр 5. Сборники попевок 6. Картотека артикуляционной гимнастики 7. Картотека чистоговорок, скороговорок 8. Комплекс дыхательных упражнений по системе В. Емельянова 9. USB накопитель 10.Фонограммы в режиме «+» и «-». 11. Нотный материал. 12.Записи выступлений, концертов. 13.Рабочая программа 14.Журнал факультативных занятий 15.Перспективный план 6 2.3.2 Дидактико-методический материал 1. Музыкально-дидактические игры, упражнения применяются при разучивании песен, при обучении игре на детских музыкальных инструментах. 2. Комплекс дыхательной гимнастики. 3. Пальчиковая гимнастика помогает воспитанникам отдохнуть, расслабиться, укрепляет мышцы пальцев, ладоней. 4. Артикуляционная гимнастика. 5. Программы, сценарии концертов. 6. Сборники песен, попевок. 7. Аудио-центр, CD-диски – фонограммы применяются на занятиях, развлечениях, концертах, праздниках, в самостоятельной деятельности. 8. Ноутбук – презентации для знакомства с новыми музыкальными произведениями. Программа разработана на основе Программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Музыкальные шедевры», автор О. П. Радынова, и учебному пособию «Учим детей петь», автор С.И. Мерзлякова. 2.3.3 Формы, методы и приемы обучения По форме организации – комплексная, так как используется интеграция разных видов деятельности (восприятие музыки, пение, вокально-интонационные, дыхательные упражнения, музыкально-дидактические игры, элементы танцевальных движений, игра на детских музыкальных инструментах), сочетание разных видов искусства (музыка, художественное слово, изобразительное искусство). Используемые методы: Словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ); Игровой метод (дидактические игры, игры на развитие слухового восприятия, артикуляции, музыкальные и хороводные игры); Практический (пение и игра на музыкальных инструментах); Наглядный (с помощью наглядных: картинок, рисунков, плакатов, презентаций и видеороликов.) 7 3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Белоусенко М.И.. «Постановка певческого голоса». Белгород, 2006год. 2. Битус Ф.С.,. Битус С.В. «Певческая азбука ребёнка», Минск «ТетраСистемс», 2007 год. 3. Вихарева Г.Ф. «Детство с музыкой». Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. С.-Петербург: Детство-Пресс, 2010 год. 4. Галкина С. «Музыкальные тропинки». Мн.: Лексис, 2005год.. – 48 с. 5. Емельянов В.В. «Развитие голоса. Координация и тренинг». СПб., «Лань», 2004 год. -384 с. 6. Емельянов В.В., Трифонова И.А. «Фонопедический метод развития голоса» для детских голосов. Тюмень, Изд-во Тюм ГУ, 2004 год. – 235 с. 7. Живов В.Л. «Хоровое исполнительство». Теория. Методика. Практика. М.: Владос, 2004год.. – 272 с. 8. Кацер О. В. «Игровая методика обучения детей пению» Санкт – Петербург «Музыкальная палитра», 2005 год. 9. Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С-Пб, 2010. 10. Картушина М.Ю. «Вокально-хоровая работа в детском саду». – М.: «Скрипторий 2003 », 2010год. 8 Приложение №1 Учебный план по программе дополнительного образования «Музыкальная волна» направлен- Название Фор Объем ность програм ма реализац мы заня ии тий Учебная группа Воз- Кол-во Кол-во раст учебных учебных Кол-во напол- часов в часов в групп ня- неделю год 2 72 емсоть художествен ная Музыкаль ная волна Групповая 1 год 2 15 4-5 Приложение №2 Учебно-тематический план № п/п 1. Наименование Количество занятий темы Всего Теория Практика « Музыкальная подготовка» 5 5 Развитие музыкального слуха 2. Развитие музыкальной памяти 5 - 5 3. Развитие чувства ритма 5 - 5 4. «Вокальная работа» Певческая установка. Дыхание 3 5. Распевание 9 6. Дикция 4 7. Разучивание песен 20 8. Открытое занятие 1 ИТОГО 72 20 - 1 72 Приложение №3 № п/п Показатели (знания, умения, навыки) Оценка/б 0 1. н с в Качественное исполнение знакомых песен. 9 2. Наличие певческого слуха, вокально-слуховой координации 3. Умение импровизировать 4. Чисто интонировать на кварту вверх и вниз, квинту и сексту 5. Навыки выразительной дикции Прил Календарно-тематическое планирование2-й год обучения ожен (4-5) ие№4 10 Приложение№4 Календарно-тематическое планирование 1-й год обучения (4-5) Период прохождени я занятий Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Программное содержание Репертуар - развивать эмоциональную отзывчивость на песни разнообразного характера; - упражнять детей в различении звуков по высоте; - закреплять у детей умение точно передавать простой ритмический рисунок; - брать правильно певческое дыхание; - брать дыхание после вступления и между музыкальными фразами; - учить детей своевременно начинать и заканчивать песню; - учить исполнять песни легким звуком; - закреплять умение у детей петь естественным звуком, выразительно. - формировать правильную певческую установку; - отчетливо произносить гласные в словах; согласные в конце слов. Диагностика музыкальных способностей детей 1. круговой массаж; 2. упражнения для головы и шеи «Пирамидка»; 3. дыхательная гимнастика: «Цветочек», «Ладошка»; «Поездка на поезде», «Лес»; 4. распевание по голосам: «Я пою, хорошо пою», на одном звуке «А-о-у», «Имя»; 5. «Ритмическое эхо»; 6. Песня А.Кудряшова «Гав-гав» 1. круговой массаж; 2. упражнения для головы и шеи «Пирамидка», «Я пеку»; 3. дыхательная гимнастика: «Ладошка», «Паутинка» в парах, «Поездка на поезде», «Луг», «Белочка»; 4. ритмическое упражнение «Кто я?»; 5.распевание по голосам «Я пою, хорошо пою», на одном звуке «А-о-у», методом «Эхо»; 6. Попевки «Паровоз», «Дождик»; 7. Песни: А.Кудряшов «Гав-гав», «О маме», «Ах, какой хороший!». - развивать эмоциональную отзывчивость на песни различного характера; - отличать на слух правильное и неправильное пение товарищей; - закреплять у детей умение чисто интонировать мелодию, удерживать интонацию на одном звуке; - точно интонировать большую и малую терцию, секунду, скачки на кварту; - упражнять в точной передаче ритмического рисунка; - учить детей петь легким звуком; - добиваться слаженного пения; учить вместе начинать и заканчивать песню; - правильно и отчетливо произносить гласные в словах; - развивать ладотональный слух, активизировать внутренний слух; -развивать творческую инициативу. Январь Февраль Март Апрель Май - способствовать развитию у детей эмоциональной отзывчивости на песни различного характера; - учить различать, называть отдельные части музыкального произведения: вступление, заключение, припев; - совершенствовать у детей умение чисто интонировать поступенное и скачкообразное движение мелодии; - закреплять умение самостоятельно начинать пение после вступления; - уметь точно воспроизводить ритмический рисунок мелодии; - уметь петь без крика, естественным голосом, легким звуком; - правильно произносить гласные и согласные в конце слов. продолжать развивать эмоциональную отзывчивость на песни разного характера; - уметь дослушать песню до конца, не отвлекаясь; - упражнять детей в чистом интонировании секунды, кварты; - учить воспринимать звуки, чувствуя их различие по протяженности; - уметь точно воспроизводить простой ритмический рисунок; - продолжать работать над навыком чистого интонирования мелодии; - уметь точно воспроизводить ритмический рисунок мелодии; - уметь петь без крика, естественным голосом, легким звуком; - правильно произносить гласные и согласные в конце слов; - следить за правильной певческой осанкой детей. - обогащать музыкальные впечатления детей, развивая их эмоциональную отзывчивость на песни разного характера; - упражнять детей в чистом пропевании секунд, терций, кварты и квинты; - закреплять умение детей различать звуки по высоте, слышать движение мелодий вверх-вниз, поступенное и скачкообразное; - точно воспроизводить и передавать ритмический рисунок хлопками или игрой на детских музыкальных инструментах; 1.круговой массаж под песню «Ах, какой хороший!»; 2.упражнения для головы и шеи «Пирамидка», «Я пеку»; «Стихотворения». 3. дыхательная гимнастика: «Ладошка», «Паутинка» в парах, «Насос», «Резиновый мяч», «Лягушки на болоте»; 4. Распевание методом Эхо, на одном звуке, «Имя», «Баю, бай», «Ку-ку». 5. Попевки «Андрейворобей», «Курицы». 6. Песни: «Маме в день 8 Марта» Е.Тиличеевой, «Как прекрасен мир поющий», «Про папу». 1. круговой массаж; 2. упражнения для головы и шеи «Пирамидка», «Я пеку»; 3. дыхательная гимнастика: «Ладошка», «Паутинка» в парах, «Поездка на болото», «Собачка»; 4. звуковая гимнастика «Дятел», «Белочка», «На лугу», «Озорной язычок»; 5. Ритмические упражнения «Гуси, гуси», «Баба сеяла горох», «Эхо»; 6. Распевание «Звукоряд 5 нот», «Ду-ду», закрытый рот, «А-о-у»; 7. Песни «Песенка о весне» Г.Фрида, «Солнечная капель». 1. круговой массаж; 2.упражнения для головы и шеи, «Пирамидка», «Я пеку»; 3. дыхательная гимнастика: «Ладошка», «Паутинка» в парах, «Поездка на болото», «Собачка», «Ныряльщик», «Мяч»; 4. звуковая гимнастика «Машина», - проверять умение детей контролировать слухом качество пения товарищей; - закреплять умение детей самостоятельно начинать и заканчивать песни; - уметь петь естественным голосом, без напряжения; - брать дыхание между музыкальными фразами; - продолжать петь выразительно, передавая разнообразный характер песен; - закреплять у детей умение сохранять правильную певческую осанку. Итого «Магазин»,«Дятел», «Белочка», «На лугу», «Озорной язычок», «Зоопарк»; 5. Скороговорки; 6. распевание методом эхо, закрытым ртом, «Я пою, хорошо пою», «Ку-ку», на одном звуке; 7. ритмические упражнения «Бояре», «Плетень»; 8. Песни «Про меня и муравья», «Детский сад», «Про лето!». 72 часа Рецензия на дополнительную общеразвивающую программу художественной направленности «Музыкальная волна» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 104 «Семицветик» города Калуги Составитель программы: Макарова Л.В., музыкальный руководитель Дополнительная общеразвивающая программа «Музыкальная волна» (далее Программа) соответствует Уставу учреждения, действующим нормативно-правовым документам, требованиям к содержанию дополнительного образования детей дошкольного возраста. Данная программа не дублирует основную образовательную программу дошкольного учреждения. Программа предназначена для занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Программа реализуется в групповой форме в течение учебного года, с периодичностью проведения занятий 2 раза в неделю. Срок реализации программы 1 год. Стиль изложения четкий, доказательный, логичный. Материал изложен профессионально грамотно: отмечается логика, обоснованность. последовательность, аргументированность, системность, научно-методическая Новизна программы опирается на развитие творчества и вокальных способностей воспитанников. Программа актуальна, так как ориентирована на социальный заказ - запрос родителей, представляет собой систему занятий, которая направлена на развитие вокальных и певческих способностей. Структура программы соответствует требованиям, предъявляемым к составлению программ дополнительного образования. Программа носит целостный характер, выделены структурные части, основные компоненты представлены внутри частей, согласованы цели, задачи и способы их достижения. В программе прописаны формы, методы работы, особенности организации образовательного процесса, учтены возрастные физиологические и психологические особенности детей. Основной формой организации образовательной деятельности является игра. Основные темы занятий раскрыты в календарно-тематическом плане. Содержание программы разработано в соответствии с требованиями программ нового поколения и составлено с учётом опыта работы педагога. Список рекомендуемой литературы достаточен, доступен для адресата. Заключение Дополнительная общеразвивающая программа «Музыкальная волна» пригодна для дошкольного образовательного учреждения, соответствует современным требованиям, рекомендована для реализации в рамках дополнительного образования. Рецензент: Манакина А.А., зам.зав. по ВР