МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 104 «СЕМИЦВЕТИК» ГОРОДА КАЛУГИ МБДОУ №104 «Семицветик» Принята педагогическим советом МБДОУ №104 «Семицветик» г. Калуги протокол № 1 от 30.08 2024 Утверждена приказом МБДОУ №104 «Семицветик» г. Калуги от 02.09. 2024 № 0209/16 -ОД Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Музыкальная волна» Возраст учащихся: 6-7 лет Срок реализации: 1 год (72 часа) Проверил: 28.08.2024г, направил на рассмотрение педагогического совета: Манакина А.А., зам.зав. по ВР Калуга, 2024 СОДЕРЖАНИЕ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1. Пояснительная записка. 1.2. Цель и задачи программы 1.3. Содержание ДОП 1.4. Планируемые результаты освоения ДОП. 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. Условия реализации ДОП 2.2. Формы педагогического мониторинга 2.3. Методические материалы 3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 4. ПРИЛОЖЕНИЯ 1 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1 Пояснительная записка Актуальность В современном мире отношение людей к культурным традициям прошлого совсем иное. Все реже в домах звучит хорошая музыка, за праздничным столом современные родители не поют застольных песен. Ребенок постоянно находится в окружении агрессивного музыкального фона поп и рок-музыки, звучащих с экранов телевизоров, радиоприемников, компьютеров. Современные малыши редко посещают с родителями театры, детские концертные филармонии, музеи. Все это приводит к эмоциональному оскудению нации. «Все начинается с детства». Всем очень хорошо известны эти слова В.Сухомлинского. С детского сада и нужно развивать ребенка эмоционально. Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального и познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Направленность - развитие вокальных исполнительских навыков По форме организации – комплексная, так как используется интеграция разных видов деятельности (восприятие музыки, пение, вокально-интонационные, дыхательные упражнения, музыкально-дидактические игры, элементы танцевальных движений, игра на детских музыкальных инструментах), сочетание разных видов искусства (музыка, художественное слово, изобразительное искусство). Отличительные особенности, новизна программы состоит в том, что предполагает вовлечение детей дошкольного возраста в активную творческую деятельность, направленную на развитие вокальных исполнительских навыков, музыкальных способностей, гармонизацию интеллектуального и эмоционального развития личности ребенка, освоение способов творческого самовыражения, формирование ценностных ориентаций и художественного вкуса, стремление принимать участие в социально значимой деятельности. Адресат ДОП - программа предназначена для развития у детей 6-7 лет вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства. 2 Объём ДОП занятия по вокальному мастерству проводятся 2 раза в неделю во второй половине дня. Продолжительность составляет 30 мин для детей 6-7 лет, согласно рекомендуемому режиму СанПиН 2.4.1.3049-13. Структура занятия: вводная, основная и заключительная части. Вводная часть (музыкальное приветствие, коммуникативные игры для создания положительного эмоционального настроя). Основная часть включает в себя: - распевание, вокальные упражнения; - разучивание песен, работа над текстом; - работа над качеством исполнения. Заключительная часть : подведение итога занятия. Музыкальная игра. Прощание. Количество занятий в неделю – 2. Количество занятий в год – 72 часа Формы организации - групповая, индивидуально-групповая. (Приложение№1) 1.2 Цель и задачи ДОП Цель программы: научить ребенка выразительно, чисто интонируя петь, а также помочь овладеть необходимыми навыками, проявить свои чувства в непринужденном, естественном пении Задачи: - учить детей петь естественным голосом, без напряжения, протяжно; - правильно передавать мелодию в пределах ре-си; - различать звуки по высоте; - внятно произносить слова; - брать дыхание между короткими музыкальными фразами; - вместе начинать и заканчивать песню; слышать вступление; - уметь петь с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога); - петь выразительно, передавая характер песни (маршевый, танцевальный и колыбельный ). 1.3 Содержание ДОП Занятия проводятся в очной форме Развитие и бучение пению проводится по плану на основе общепедагогических принципов: 1. Принцип воспитывающего обучения. Воспитание чувств к прекрасному в жизни и искусстве. Обогащая духовный мир ребёнка, где происходит развитие гибкости мышления, внимания, воображения, речи. 3 2. Принцип доступности. Содержание и объём знаний о музыке, объём вокальных навыков, приёмы обучения и усвоение их воспитанниками соответствуют возрасту и уровню их музыкального развития. 3. Принцип постепенности, последовательности и систематичности. В начале учебного года даются более лёгкие задания, чем в его завершении; постепенно переходя от усвоенного к новому, и от знакомого, незнакомому. 4. Принцип наглядности. В процессе обучения пению главную роль играет так называемая звуковая наглядность, конкретное слуховое восприятие различных звуковых соотношений. Другие органы чувств: зрение, мышечное чувство дополняют и усиливают слуховое восприятие. Основным приёмом наглядности, является образец исполнения песни педагогом. 5. Принцип сознательности. Сознательность тесно связана с умственной, волевой активностью детей, с их заинтересованностью песенным репертуаром. Немаловажное значение для умственной активности воспитанников имеет речь взрослого, наличие разнообразных интонаций в его голосе, выразительная мимика, яркое и художественное исполнение песни. 6. Принцип прочности. Выученные детьми песни, через некоторое время забываются, если их систематически не повторять. Вокальные умения утрачиваются, если воспитанники долго не упражняются в пении. На групповых занятиях, в процессе обучения детей основам вокальному исполнительскому искусству, педагог создает благоприятные условия для реализации собственных планов, развития и обучения каждого ребенка: - рассказывает детям об их реальных, а также возможных в будущем достижениях; - отмечает и публично поддерживает любые успехи воспитанников; - всемерно поощряет самостоятельность детей и расширяет ее сферу; - помогает найти ребенку способ реализации собственных поставленных целей; - поддерживает стремление научиться чему-то и радостное ощущение возрастающей умелости; - терпимо относится к затруднениям ребенка, позволяет ему действовать в своем темпе; - не критикует результаты детской деятельности, а также их самих; - учитывает индивидуальные особенности детей, стремится найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным детям; - создает в группе детей положительный психологический микроклимат: выражает радость при встрече, проявляет деликатность и тактичность. 4 1.3 Планируемые результаты освоения ДОП Дети научатся: петь легко, не форсируя звук, с четкой дикцией, петь хором и без него, удерживать дыхание до конца фразы, чисто интонировать мелодию в поступенном движении вверх на квинту и на кварту, овладеют простейшими навыками игры на музыкальных инструментах, усваивать ритмический рисунок, движение мелодии, играть слаженно, эмоционально откликаться на музыкальные произведения, понимать их, будет сформирован положительный настрой к воспроизведению музыкального произведения на музыкальных инструментах и к пению. Результаты работы будут отслеживаться следующими способами: умение ребенком применять знакомые народные песни в играх, процессе занятий, а также в самостоятельной деятельности, методом наблюдения, способом прослушивания. Подведение итогов реализации дополнительной образовательной программы будут проходить в форме открытого занятия. 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1 Условия реализации ДОП Требования к условиям реализации Программы включают требования к педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде. Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных коммуникативного, образовательных областях, познавательного, а речевого, именно: в сферах социально- художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям. В целях эффективной реализации Программы должны быть созданы условия для: 1) профессионального развития педагогических работников, в том числе их дополнительного профессионального образования; 2) консультативной поддержки педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования (в случае его организации); 3) организационно-методического сопровождения процесса реализации Программы, в том числе во взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Кадровое обеспечение: Педагог дополнительного образования, музыкальный руководитель – Макарова Лариса Викторовна. Образование – высшее. Категория - высшая. 5 2.2. Формы педагогического мониторинга Диагностика уровня развития певческих умений Перед началом работы проводится первичная диагностика певческих способностей детей. Цель диагностики – выявление основных свойств певческого голоса, к которым относятся звуковой и динамический диапазон, качество тембра и дикции. Свойства певческого голоса во многом определяются природными данными ребенка. Диагностическая методика разработана на основе методик Н.А. Ветлугиной (уровень музыкального развития детей, раздел «Пение»), К.В. Тарасовой (развитие звуковысотного слуха), О.П.Радыновой (развитие музыкально- слуховых представлений), М.Л. Лазарева (уровень развития дыхания), а также рекомендаций по развитию детского голоса, предложенных Т.М.Орловой и С.И.Бекиной. Она заключается в следующем: 1. Перед началом пения педагог отмечает особенности звучания голоса в речи – тембр, динамику, приблизительную высоту основного тона. Для этого ребенок может рассказать любое стихотворение, или педагог может побеседовать с ним. 2. Ребенок поет песню по своему выбору самостоятельно, без музыкального сопровождения. Педагог подхватывает тональность и поддерживает пение ребенка аккордами (для определения природного регистра детского голоса). 3. Ребенок поет короткую попевку в разных тональностях, двигаясь по полутонам вверх и вниз (для определения верхней и нижней границ общего диапазона голоса). Результаты диагностики оцениваются по соответствующим критериям и заносятся в таблицу (см. Приложение 2). В конце года проводится повторное диагностирование, дающее возможность наметить план дальнейшей работы. 2.3 Методические материалы 2.3.1 Материально-техническое оснащение Мультимедийное оборудование для более красочного сопровождения пения, праздника. 1. Музыкальный зал 2. Пианино или синтезатор 3. Ноутбук 4. Музыкальный центр 5. Сборники попевок 6. Картотека артикуляционной гимнастики 7. Картотека чистоговорок, скороговорок 6 8. Комплекс дыхательных упражнений по системе В. Емельянова 9. USB накопитель 10.Фонограммы в режиме «+» и «-». 11. Нотный материал. 12.Записи выступлений, концертов. 13.Рабочая программа 14.Журнал факультативных занятий 15.Перспективный план 2.3.2 Дидактико-методический материал Диски, минусовые записи песен; народные музыкальные инструменты;репертуарные сборники, распечатки нот; папка «Дидактические игры»; папка «Музыкальные кроссворды, шарады и загадки»; методическая папка «Мир вокального искусства»; папка «Планы-конспекты учебных занятий»; музыкальные словари; раздаточный материал: карточки с изображением музыкальных инструментов, длительностями нот, расположением нот на нотном стане, знаки альтерации, длительностями нот, изображением пауз; музыкальные файлы: записи тембров разных инструментов, запись произведений разных вокальных жанров, запись фрагментов балета П.И. Чайковского «Щелкунчик», запись фрагментов оперы М.И. Глинка «Руслан и Людмила», оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» и «Снегурочка», запись фрагментов сюиты М.П. Мусоргского «Картинки с выставки», П.И. Чайковского «Детский альбом», сюиты С.С. Прокофьева «Петя и волк», фрагментов фортепианного цикла П.И. Чайковского «Времена года», фрагментов сюиты Э. Грига «Пер Гюнт», симфонической картины М.П. Мусоргского «Рассвет на Москве-реке». В полном объеме имеются методические ресурсы: наличие УМК, дидактический материал, подключение к сети Интернет, музыкальный центр, электронные цифровые ресурсы. 2.3.3 Формы, методы и приемы обучения По форме организации – комплексная, так как используется интеграция разных видов деятельности (восприятие музыки, пение, вокально-интонационные, дыхательные упражнения, музыкально-дидактические игры, элементы танцевальных движений, игра на детских музыкальных инструментах), сочетание разных видов искусства (музыка, художественное слово, изобразительное искусство). Используемые методы: Словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ); Игровой метод (дидактические игры, игры на развитие слухового восприятия, артикуляции, музыкальные и хороводные игры); Практический (пение и игра на музыкальных инструментах); Наглядный (с помощью наглядных: картинок, рисунков, плакатов, презентаций и видеороликов.) 7 3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Белоусенко М.И.. «Постановка певческого голоса». Белгород, 2006год. 2. Битус Ф.С.,. Битус С.В. «Певческая азбука ребёнка», Минск «ТетраСистемс», 2007 год. 3. Вихарева Г.Ф. «Детство с музыкой». Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. С.-Петербург: Детство-Пресс, 2010 год. 4. Галкина С. «Музыкальные тропинки». Мн.: Лексис, 2005год.. – 48 с. 5. Емельянов В.В. «Развитие голоса. Координация и тренинг». СПб., «Лань», 2004 год. -384 с. 6. Емельянов В.В., Трифонова И.А. «Фонопедический метод развития голоса» для детских голосов. Тюмень, Изд-во Тюм ГУ, 2004 год. – 235 с. 7. Живов В.Л. «Хоровое исполнительство». Теория. Методика. Практика. М.: Владос, 2004год.. – 272 с. 8. Кацер О. В. «Игровая методика обучения детей пению» Санкт – Петербург «Музыкальная палитра», 2005 год. 9. Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С-Пб, 2010. 10. Картушина М.Ю. «Вокально-хоровая работа в детском саду». – М.: «Скрипторий 2003 », 2010год. 8 Приложение №1 Учебно-тематический план № п/п 1. Наименование Количество занятий темы Всего Теория Практика « Музыкальная подготовка» 5 5 Развитие музыкального слуха 2. Развитие музыкальной памяти 5 - 5 3. Развитие чувства ритма 5 - 5 4. «Вокальная работа» Певческая установка. Дыхание 3 5. Распевание 9 6. Дикция 4 7. Разучивание песен 20 8. Открытое занятие 1 ИТОГО 72 20 - 1 72 Учебный план по программе дополнительного образования « Музыкальная волна» направлен- Название Фор Объем ность програм ма реализац мы заня ии тий Учебная группа Воз- Кол-во Кол-во раст учебных учебных Кол-во напол- часов в часов в групп ня- неделю год 2 72 емсоть художествен ная Музыкаль ная волна Групповая 1 год 2 15 6-7 9 Приложение№2 № п/п Показатели (знания, умения, навыки) Оценка/б 0 1. Качественное исполнение знакомых песен. 2. Наличие певческого слуха, вокально-слуховой координации 3. Умение импровизировать 4. Чисто интонировать на кварту вверх и вниз, квинту и сексту 5. Навыки выразительной дикции н с в 0 - не справляется с заданием н (низкий) - справляется с помощью педагога с (средний) - справляется с частичной помощью педагога в (высокий) - справляется самостоятельно Приложение №3 Календарно-тематическое планирование 1-й год обучения (6-7 лет) Тема Сентябрь Диагностика собностей Цель музыкальных спо- Произвести отбор детей, выявить наличие ладового чувства, чувство ритма, музыкального слуха, желания петь. Беседа о технике безопасности. «Цирковые собачки» попевкаЕ.Тиличеевой. Артикуляционные упражнения. Беседа об охране голоса. Знакомство с распевками. Певческое упражнение«Лошадка» (Цокание язычком) Дыхательная гимнастика. «Шарик» Разбор упражнений «Лесенка» муз. Е. Тиличеевой. Песня «Зэнгэр кул” муз С.Сайдашева. Познакомить детей с правилами поведения в музыкальном зале. Упражнение для развития голоса. В песенно-игровой форме рассказать о том, как нужно заботиться о своем голосе. Познакомить с упражнениями, развивающими слух и голос. Упражнять детей в точном воспроизведении голосом поступенного движения мелодии вверх и вниз. Добиваться плавного пения. Знакомство с песней Разучивание песни .Пропеваем мелодию и разбор текста. Октябрь 10 Беседа о звукообразовании и звуковедении. Разучивание упражнения «Эхо». Песня «Хэерле иртэ»муз.Л.ББулгари. Закрепление упражнений «Лесенка», «Дудочка», «Эхо». Знакомство с песней «Хэерле иртэ».муз.Л.Б.Булгари Дыхательная гимнастика. «Собачке жарко» Игра «Дирижер». Закрепление выученных песен и попевок. Песня «Скворушка прощается». муз.Т.Попатенко. дыхательная гимнастика «Надуй шарик» Ноябрь Вокально-певческая постановка корпуса. Дыхательное упражнние «Егорка» Знакомство с новой песней «Наш край». «Кукмара» муз и сл Н.Салимгараевой Продолжать учить новую песню. Знакомство с новой попевкой «Бубенчики» Е. Тиличеевой. Занятие с родителями. Познакомить детей с приемами красивого пения. Упражнять детей в точном определении высокого и низкого звуков, в чистом интонировании. Закрепление навыка правильного Продолжаем разучивание выразительностью исполнения. извлечения звука. песни.Работа на Познакомить детей с правильным дыханием во время пения. В игровой форме провести дыхательную гимнастику. Повтор выученных песен. Закреплять правильное дыхание, правильное интонирование в выученных упражнениях-попевках . Закрепление выученных песен. Работа над выразительным исполнением. Познакомить с вокально-певческой постановкой корпуса. Исполнение муз. руководителем песенки «Петь приятно и удобно». Закрепление упражнений и песен. Повторить упражнения для развития слуха и голоса. Беседа с детьми о родном крае.Познакомить с содержанием песни. Повторение и доработка знакомых песен, закрепление новой. Учить детей различать звуки по высоте. Чисто интонировать.Петь естественным звуком не напрягаясь. Пригласить родителей на занятие кружка, познакомить с ролью кружка в жизни ребенка, задачами пения, с перспективами выступления. Декабрь Дикция, артикуляционное слово. Познакомить с одним из приемов выразительного пения – Знакомство с новой песней «Как на дикцией. Рассказ об артистах театра. Привести примеры тоненький ледок» (р.н.п.) шуток-прибауток для выработки четкой дикции. Познакомить детей с новой песней. Дикция, артикуляционное слово. Игра на дыхание «Дирижер». Учить петь выразительно, Знакомство с попевкой «Чики-чики, легким звуком, ясно произносить слова. чикалочки» Е. Тиличеевой. Закрепление дыхательной гимнастики. «Хомячок» Разучивание новой песни «Что под Знакомство с новой песней. Закрепление приемов елкой спрятано». «Чыршы» в обр выразительного пения. Л.Хисматуллиной . Подготовка к Новому году. Сводное занятие кружка. Мини-концерт. Январь Выразительное пение. Разучивание попевки «Зайка» В.Карасевой. Разбор новой песни «Этиемэ» А.Хадиева УМК Беседа о композиторах песенниках А. Филлипенко, Г. Гладков, В Шаинский. Продолжаем разучивание песни «Этиемэ» А.Хадиева УМК Познакомить с выразительным исполнением, разговор о содержании песен и о приемах правильного исполнения. Учить слушать вступление и вовремя брать дыхание, вступая точно на первый звук. Разбор песни. Познакомить с творчеством советских композиторов. Исполнить знакомые детям песни из м/ф. Закрепление упражнений- попевок для развития голоса. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость . 11 Закрепление «Этиемэ»,распевки Февраль Разучивание «Блины»р.н.м. песни новой Закрепление выразительного исполнения песен. Закрепление песен, упражнений для голоса и дыхания песни Познакомить с песней и ее содержанием. Учить петь естественным голосом без напряжения, следить за произношением в словах. Разучивание упражнения «Бай, качи, Разучивание песни. поем напевно. Добиваться чистого качи». Песня « Морской капитан» интонирования, четкого, ясного произношения. Саар Артикуляционная гимнастика Подготовка к празднику «День защитников Отечества» Выступление перед родителями. Выразительное исполнение песен, исполнение сольных песен. Поем выразительно, чисто интонируя .Передаем характер песни. Март Разучивание новых попевок «Солнышко-ведрышко» р..н.м. « Энием «муз.Л.Хисматуллиной Разучивание новой песни «Песенка о песенке» муз. Попатенко. Закреплять у детей умение петь естественным голосом, добиваться легкого подвижного звучания, расширять диапазон детского голоса. Разбор мелодии новой песни, хлопками отметить сильные доли, простучать ритмический рисунок, показать рукой движение мелодии. Творческие импровизации Рассказать детям о жанровой основе каждой песни (танец, танцевальной песни. марш), побуждать детей находить интонации для песнипольки. Разучивание новой песни Знакомство с содержанием песни. Работа над «Настоящий друг»муз.Савельева выразительным исполнением. Апрель Творческие импровизации. Побуждать детей импровизировать песни-вальсы. Закреплять умение хлопками повторять ритмический рисунок песни. Упражнять в чистом интонировании. для Знакомство с композитором и содержанием песни. Закрепление упражнений развития слуха и голоса. Разбор новой песни «Лесная Продолжать закреплять выразительное исполнение песен. песенка» муз.В. Витлина. Работать над дикцией и чистотой интонации. Закрепление выученных песен. Петь песни выразительно ,передавая характер песни. Май Разбор новой песни «Кояшлы ил».муз.А.Хадиевой Закрепление певческих навыков. Знакомство с песней,беседа . Работа над мелодией ,дикцией. Работа над звуковедением, дыханием, дикцией. Разбор новой песни «Шаян чебилэр» Закрепление вокально-хоровых навыков. Выразительное муз.А.Хадиевой . исполнение выученных песен. Концерт кружка для родителей. Отчет о проделанной работе. Итого 72 часа 12 Рецензия на дополнительную общеразвивающую программу художественной направленности «Музыкальная волна» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 104 «Семицветик» города Калуги Составитель программы: Макарова Л.В., музыкальный руководитель Дополнительная общеразвивающая программа «Музыкальная волна» (далее Программа) соответствует Уставу учреждения, действующим нормативно-правовым документам, требованиям к содержанию дополнительного образования детей дошкольного возраста. Данная программа не дублирует основную образовательную программу дошкольного учреждения. Программа предназначена для занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Программа реализуется в групповой форме в течение учебного года, с периодичностью проведения занятий 2 раза в неделю. Срок реализации программы 1 год. Стиль изложения четкий, доказательный, логичный. Материал изложен профессионально грамотно: отмечается логика, последовательность, аргументированность, системность, научнометодическая обоснованность. Новизна программы опирается на развитие творчества и вокальных способностей воспитанников. Программа актуальна, так как ориентирована на социальный заказ - запрос родителей, представляет собой систему занятий, которая направлена на развитие вокальных и певческих способностей. Структура программы соответствует требованиям, предъявляемым к составлению программ дополнительного образования. Программа носит целостный характер, выделены структурные части, основные компоненты представлены внутри частей, согласованы цели, задачи и способы их достижения. В программе прописаны формы, методы работы, особенности организации образовательного процесса, учтены возрастные физиологические и психологические особенности детей. Основной формой организации образовательной деятельности является игра. Основные темы занятий раскрыты в календарно-тематическом плане. Содержание программы разработано в соответствии с требованиями программ нового поколения и составлено с учётом опыта работы педагога. Список рекомендуемой литературы достаточен, доступен для адресата. Заключение Дополнительная общеразвивающая дошкольного образовательного программа «Музыкальная волна» пригодна для учреждения, соответствует современным требованиям, 13 рекомендована для реализации в рамках дополнительного образования. Рецензент: Манакина А.А., зам.зав. по ВР 14