21.04.2020
Почему ребёнок безграмотен.
Советы учителя-логопеда.
В начальной школе, да и в старших классах остро стоит вопрос о неуспеваемости многих учеников по русскому языку, их безграмотности. Случается, что умный развитый ребёнок неожиданно для всех с трудом осваивает грамоту, делает множество ошибок, не связанных с незнанием правил. Специфические ошибки на письме и при чтении выражаются в пропусках, перестановках и заменах букв. Родители пытаются справиться с непонятными, порой кажущимися глупыми ошибками.
В первую очередь надо понять, что важнейшее значение для овладения процессами чтения и письма имеет степень сформированности всех сторон речи :
- правильного звукопроизношения,
- фонематических процессов,
- звуко-буквенного анализа,
- лексико-грамматического строя.
Имеет значение и наследственный фактор, когда ребенку передается по наследству несовершенство некоторых мозговых структур, их качественная незрелость. Папа или мама делали много «глупых» ошибок, когда учились в начальной школе. Но на это никто внимания не обращал, помощь не была вовремя оказана. Своим детям они передали не само нарушения письма, а несформированность мозговых структур. В совокупности с другими «благоприятными» факторами: слабо развитой произвольностью, низким уровнем развития речи, внимания, памяти и т.д., получается нарушение письменной речи.
Профилактика таких ошибок должна начинаться в дошкольный период развития ребёнка. Уже в раннем возрасте целесообразно проводить небольшие занятия на определение источник звука, то есть уже с рождения развивать способность ребёнка определять нахождение звука в пространстве. Необходимо побуждать ребёнка поворачивать голову в сторону источника звука. Звук должен производиться с разной силой (звук погремушки, колокольчика, бубна). Как усложнение можно перемещать колокольчик с целью удержания внимания. Хорошо, когда в детской в разных местах висят игрушки контрастные по звучанию, цвету, форме.
После года у ребёнка идёт активное пополнение словаря, обогащается звуковая культура речи. Необходимо помочь ребёнку учиться слышать и различать звуки окружающего мира, играя с ним во всевозможные речевые игры.
- Например, игра «Угадай, на чём играю». Ребёнку предлагается два предмета, контрастных по звучанию: барабан и колокольчик, дудочку и металлофон. Предложите ребёнку поиграть с этими предметами, а потом спрятать их за экраном и спросить: «На чём я играла?». Усложнить данную игру можно, взяв не музыкальные инструменты, а, например, стеклянный и бумажный стаканчики и стучать по ним карандашом.
- Игра «Тише – громче». Детям предлагается послушать, а потом воспроизвести различное звучание по принципу «Тихо - громко». Разнообразить эту игру можно присоединив упражнения на координацию движений. Под тихую игру на бубне дети делают маленькие шаги, «шагают маленькие ножки», под громкое звучание идут « большие ноги», дети делают большие шаги. Значительное место занимают игры на воспроизведение голосов животных: «Как мычит корова?», « Как голосок подаёт кошка?» и т.д. Ребёнок знакомится с животными, обогащается его словарь, формируется фонематический слух - способность слышать и различать звуки родного языка.
В старшем дошкольном возрасте ребёнок должен уметь отхлопать слоговую структуру слова.Необходимо знакомить детей со звучащим словом. Ребёнок должен понимать, что слова состоят из звуков. Полезно читать предложения-шутки, в которых встречаются слова, отличающиеся одним звуком:
- У мамы две бочки, а на даче вода в дочке.
- Подбежала миска к мышке с молоком.
- У тёплой петьки сидит Печка.
Игра «Догадайся, какое слово я задумала?» Ребёнку предлагается начало слова: ли…, он заканчивает: ли...мон, ли..са, ли...ст, ли...па.
А чтобы правильно произносить звуки, необходима слаженная работа языка и губ, губ и нижней челюсти, нижней челюсти и языка. Несогласованность в работе той или иной пары приводит к «речевой каше», либо, попросту, к искажению звуков. Чтобы этого не допустить нужно проводить тренировку этих пар. Речевые тренировки проводят 1-3 раза в день, каждые три дня добавляя по новому упражнению. Длительность занятий от 5 до 15 минут.
Например, такие упражнения:
- «заборчик»- губы ребёнка растянуты в улыбке, зубки совместить;
- «блинчик» - рот открыт, видны зубки, широкий, спокойный язык лежит на нижней губе;
- «чашечка» - рот широко открыт, язык в форме чашечки поднят к верхней губе и т.д.
Полезно заучивать чистоговорки и скороговорки. Необходимо также развивать способность к концентрации, распределению и переключению внимания: длительная сортировка и нанизывание бусинок, рисование повторяющихся узоров, дорисовывание незаконченных рисунков, воспроизведение фигур и сочетаний нескольких фигур по памяти, игра «Что изменилось?» (по памяти обнаружить изменение последовательности 3-6 предметов).
Итак, что же должно Вас насторожить перед поступлением вашего ребёнка в школу:
- если вы заметили, что у ребенка неловкие пальчики;
- если выявлена недостаточность звуко - буквенного анализа;
- если ребёнок имеет вялую артикуляцию, то есть нечёткое произношение;
- если он заторможен или у него, наоборот, повышенная активность;
- если проблемы с вниманием или памятью;
- если в семье говорят на двух и более языках.
Чтобы исключить неправильное толкование проблем и точнее определить причину ошибок на письме и при чтении, желательна консультация учителя-логопеда.
Учитель-логопед, Ермишина Галина Ивановна.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 21.04.2020
Дата обновления: 21.04.2020
Дата публикации: 21.04.2020