Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Почему ребёнок безграмотен

21.04.2020


Почему  ребёнок безграмотен. 

 

Советы  учителя-логопеда.

                                                                                                                  

В    начальной  школе,  да  и  в  старших  классах  остро стоит  вопрос о неуспеваемости  многих  учеников  по  русскому языку,  их  безграмотности.  Случается,  что  умный  развитый  ребёнок  неожиданно  для  всех с  трудом  осваивает  грамоту,  делает  множество  ошибок, не  связанных  с     незнанием  правил.  Специфические  ошибки на  письме  и  при  чтении выражаются  в пропусках,  перестановках  и  заменах  букв. Родители  пытаются  справиться с  непонятными, порой  кажущимися  глупыми  ошибками. 

 

В  первую  очередь  надо  понять, что  важнейшее  значение для  овладения  процессами  чтения  и  письма  имеет  степень  сформированности  всех  сторон  речи : 

  • правильного  звукопроизношения, 
  • фонематических процессов, 
  • звуко-буквенного  анализа,
  •  лексико-грамматического  строя.

                  Имеет  значение  и  наследственный  фактор,  когда  ребенку  передается  по  наследству несовершенство некоторых  мозговых  структур,  их качественная  незрелость. Папа  или  мама  делали  много  «глупых» ошибок,  когда  учились  в  начальной  школе. Но  на  это  никто  внимания  не  обращал, помощь  не  была  вовремя  оказана.  Своим  детям  они передали не  само  нарушения  письма,  а несформированность  мозговых структур. В совокупности  с  другими «благоприятными»  факторами:  слабо  развитой  произвольностью, низким  уровнем  развития  речи,  внимания,  памяти  и  т.д., получается  нарушение  письменной  речи.

   Профилактика  таких  ошибок  должна  начинаться    в дошкольный  период  развития  ребёнка. Уже  в  раннем  возрасте целесообразно проводить небольшие  занятия на определение  источник  звука,  то есть  уже  с  рождения  развивать способность  ребёнка определять нахождение звука  в  пространстве. Необходимо побуждать  ребёнка поворачивать  голову в  сторону источника  звука. Звук  должен  производиться  с разной  силой    (звук  погремушки,  колокольчика, бубна). Как  усложнение  можно  перемещать колокольчик с  целью  удержания  внимания. Хорошо,  когда  в  детской  в  разных  местах  висят  игрушки  контрастные  по  звучанию,  цвету,  форме.

                 После  года  у  ребёнка  идёт  активное  пополнение  словаря,  обогащается  звуковая  культура  речи.  Необходимо  помочь  ребёнку  учиться  слышать  и  различать звуки  окружающего  мира,  играя  с ним  во  всевозможные  речевые  игры.

  • Например,  игра «Угадай,  на  чём  играю».  Ребёнку  предлагается  два предмета, контрастных  по  звучанию: барабан  и  колокольчик,  дудочку  и  металлофон. Предложите ребёнку  поиграть  с  этими  предметами,  а потом  спрятать  их  за  экраном и  спросить: «На  чём  я  играла?».  Усложнить данную игру можно,  взяв  не  музыкальные  инструменты,  а,  например,  стеклянный  и  бумажный  стаканчики и  стучать  по  ним  карандашом.
  • Игра «Тише – громче». Детям  предлагается  послушать,  а  потом  воспроизвести  различное  звучание по  принципу «Тихо - громко». Разнообразить эту  игру можно  присоединив  упражнения  на  координацию движений.  Под  тихую игру  на  бубне  дети  делают  маленькие  шаги, «шагают  маленькие  ножки»,  под  громкое  звучание  идут « большие  ноги»,  дети  делают большие  шаги. Значительное  место занимают  игры на  воспроизведение  голосов  животных: «Как  мычит  корова?», « Как  голосок  подаёт  кошка?» и  т.д.  Ребёнок  знакомится  с  животными, обогащается  его  словарь,  формируется  фонематический  слух -  способность  слышать  и  различать  звуки  родного  языка.

      В  старшем   дошкольном  возрасте ребёнок должен уметь  отхлопать слоговую структуру  слова.Необходимо  знакомить детей  со  звучащим  словом. Ребёнок  должен понимать,  что  слова  состоят  из  звуков.  Полезно читать  предложения-шутки, в которых  встречаются  слова,  отличающиеся  одним  звуком:  

  • У  мамы две бочки,  а  на  даче вода  в дочке.
  • Подбежала  миска  к  мышке  с  молоком. 
  • У  тёплой  петьки  сидит Печка.

Игра  «Догадайся,  какое  слово  я  задумала?»  Ребёнку  предлагается  начало  слова: ли…, он заканчивает: ли...мон, ли..са, ли...ст, ли...па.

А  чтобы правильно произносить  звуки, необходима  слаженная  работа  языка  и  губ, губ  и  нижней  челюсти, нижней  челюсти  и  языка.  Несогласованность  в  работе  той  или  иной  пары приводит  к  «речевой  каше»,  либо,  попросту,  к  искажению  звуков.  Чтобы  этого  не  допустить  нужно  проводить  тренировку  этих пар. Речевые  тренировки проводят  1-3  раза  в  день, каждые  три  дня добавляя  по  новому  упражнению. Длительность  занятий  от  5 до  15  минут.Хочу такой сайт

Например,  такие  упражнения:

  • «заборчик»-  губы  ребёнка  растянуты  в  улыбке,  зубки  совместить;
  • «блинчик» - рот  открыт,  видны  зубки,  широкий, спокойный  язык  лежит  на  нижней  губе;
  • «чашечка» - рот  широко  открыт,  язык  в  форме  чашечки  поднят  к  верхней  губе и    т.д. 

Полезно  заучивать чистоговорки  и скороговорки.  Необходимо также развивать способность к концентрации, распределению и переключению  внимания: длительная сортировка  и  нанизывание  бусинок, рисование повторяющихся узоров,  дорисовывание  незаконченных  рисунков,  воспроизведение фигур  и  сочетаний нескольких  фигур по  памяти,  игра  «Что  изменилось?» (по  памяти  обнаружить изменение последовательности  3-6 предметов).   

Итак,  что же  должно  Вас  насторожить перед поступлением  вашего  ребёнка  в  школу:

  • если  вы  заметили,  что  у  ребенка  неловкие  пальчики;    
  • если  выявлена  недостаточность звуко - буквенного  анализа;
  • если  ребёнок  имеет  вялую артикуляцию,  то есть  нечёткое  произношение;
  • если  он  заторможен  или  у него,  наоборот, повышенная  активность;
  • если  проблемы  с  вниманием  или  памятью;
  • если  в  семье  говорят  на  двух  и  более  языках.

Чтобы исключить неправильное толкование  проблем и  точнее  определить  причину  ошибок  на письме  и  при  чтении,  желательна  консультация учителя-логопеда.

  

Учитель-логопед, Ермишина Галина Ивановна.


Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 21.04.2020

Дата обновления: 21.04.2020

Дата публикации: 21.04.2020

Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных, подробнее- в политике конфиденциальности.


Документом, определяющим  политику в отношении обработки персональных данных является 

Политика в отношении обработки персональных данных в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении № 104 «Семицветик» города Калуги.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».